9.2. Система прогнозов и планов, методологические основы их сопряжения, прогнозные и плановые документы, их содержание были раскрыты в предшествующих главах. В данной главе рассматривается порядок разработки текущих (годовых) планов-прогнозов. Разработка планов-прогнозов представляет собой сложный процесс, в котором взаимосвязаны элементы научного предвидения тех или иных экономических явлений и принятия плановых решений.  Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством. Основой разработки годовых планов-прогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства но важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.  В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная модель.  Всю работу по составлению плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:

 I. Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа;

II. Разработка Концепции прогноза социально-экономического развития;

 III. Разработка проекта плана-прогноза;

IY. Рассмотрение проекта плана-прогноза в Совете Министров, на комиссиях Национального Собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров социально-экономического развития.

 На первом этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики. Для проведения аналитической работы используются информация ряда предшествующих периодов и данные ожидаемого выполнения текущего плана-прогноза. В процессе анализа оцениваются: реальность и эффективность предыдущего плана-прогноза; проведенные институциональные преобразования экономики (разгосударствление и приватизация, развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, поддержка предпринимательства и др.); направления развития и механизм регулирования отраслей, его эффективность; выявляются причины отклонений от прогнозных макроэкономических параметров.  Научно-исследовательская и организационно-методическая работа сводится к поиску прогрессивных методов прогнозирования, разработке исследовательских вариантов макроэкономического прогноза, формированию методологических подходов и методических рекомендаций по прогнозированию важнейших показателей и пропорций национальной экономики, разработке нормативов и макетов форм. Главными исполнителями этого этапа являются республиканские (центральные) плановые органы, научно-исследовательские учреждения, органы государственной статистики.  На втором этапе Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней дается социально-экономической ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов. Концептуальные подходы к реализации целей предполагают такие направления структурных преобразований, как ориентация на максимально возможное использование производственно-технического и ресурсного потенциала; создание, поддержание и развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей и производств; обеспечение первоочередной государственной поддержки отраслей с быстрой отдачей вложенных средств; ускоренное развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; увеличение, производства продукции из местных материалов и сырья и более глубокой их переработки; увеличение производства продовольствия путем наращивания выпуска конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции; развитие высокоэффективных и экологически чистых технологий производства продуктов питания; использование со временных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки сельскохозяйственной продукции; модернизация и диверсификации предприятий строительного комплекса с целью обеспечения потребностей жилищного строительства, других приоритетных направлений развития экономики, экспорта продукции и услуг строительного комплекса. Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчетов выделяется несколько блоков взаимоувязанных показателей: цены и обменные курсы; показатели совокупного спроса и предложения; платежный баланс; финансовые и денежно-кредитные показатели.  Основные положения Концепции прогноза социально-экономического развития сообщаются Министерству финансов, Национальному банку, Министерству труда, Министерству внешнеэкономических связей, Государственному таможенному комитету, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и другим республиканским и территориальным органам управления.  Третий этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Министерством экономики исходя из основных положений Концепции прогноза нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных органов управления. Министерство финансов представляет данные о финансовых ресурсах, предварительный Государственный бюджет республики, предложения по налогам и другим финансовым регуляторам. Министерство труда сообщает уточненные социальные нормативы, включая минимальный потребительский бюджет и другие необходимые данные. Министерство иностранных дел представляет показатели ввоза и вывоза продукции, квоты и лицензии и другую информацию. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды сообщает квоту на добычу полезных ископаемых, предложения по природоохранным мероприятиям и экологическим нормативам. На этом этапе формирования плана-прогноза, когда используются предложения других республиканских органов управления, основное внимание уделяется сбалансированности показателей. Существенно расширяется как состав разделов плана- прогноза, так и количество прорабатываемых показателей. В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен (сводных и по основным группам товаров), обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы. При этом движение информации в процессе проведения расчетов по обоснованию показателей происходит в направлении от сводных показателей к сводно-ресурсным и сводно-функциональным и далее к отраслевым. При получении же предложений от других республиканских и территориальных органов управления предполагается движение информации в обратном направлении, т.е. от отраслевых к сводно-ресурсным и сводно-функциональным и далее к сводным макроэкономическим показателям. Согласованность показателей достигается посредством многократных итераций. Министерством экономики определяются такие задающие показатели, как ВВП и его структура, прогнозные индексы цен, ряд других показателей, которые являются основой разработки Государственного бюджета и Основных направлений кредитно-денежной политики. В процессе разработки и уточнения прогноза осуществляется корректировка соответствующих экономических параметров, используемых Министерством финансов и Национальным банком в разрабатываемых ими документах. Республиканские органы исполнительной власти и государственные заказчики уточняют объемы финансирования для реализации республиканских целевых программ, на закупку продукции для республиканских нужд и представляют проекты заявок в Министерство экономики и Министерство финансов.   Возможны два подхода к оценке и обоснованию экономических показателей. При первом используются прогнозно-аналитические расчеты и только корректировка показателей осуществляется с учетом намерений субъектов хозяйствования. Такой подход обеспечивает для производителей возможность определения своего социально-экономического развития с учетом заранее заданных экономических условий. В этом случае требуется наиболее глубокий анализ и достоверный прогноз развития национальной экономики. Второй подход базируется на показателях намерений субъектов хозяйствования. Первый подход используется преимущественно па этапе подготовки Концепции годового прогноза, а второй — при формировании развернутого варианта плана- прогноза. Правовой основой разработки планов-прогнозов являются законодательные и нормативные акты. В них содержатся принципиальная схема и порядок разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны.  На четвертом этапе подготовленный Министерством экономики план- прогноз социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются. В процессе доработки, осуществляемой посредством ряда итераций, участвуют Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и другие, республиканские и территориальные органы управления. Взаимоувязка и обоснование показателей плана-прогноза экономического и социального развития осуществляется на основе существующей системы прогнозноаналитических расчетов, включающей последовательность и взаимосвязь между отделами Министерства экономики и другими органами управления.

Разработка проектов: - концепции прогноза (в т.ч. концепции налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики; сценарных условий); - макетов форм; - методических материалов к прогнозу Доработка, утверждение Минэкономики и рассылка республи- канским и территориальным органам управления: концепции (в т.ч. сценарных условий); -макетов форм; - методических материалов. Разработка и предоставление в Минэкономики проектов: - отраслевых и региональных прогнозов; - Государственного бюджета; - Основных направлений кредитно-денежной политики. Обобщение материалов отраслевых и территориальных прогнозов и Подготовка проекта Прогноза социально-экономического развития страны, уточненных проектов Государственного бюджета и Основных направлений кредитно-денежной политики.  Доработка по результатам обсуждения в Совете Министров и на комиссиях Национального собрания и принятие Прогноза социально-экономического развития, Государственного бюджета и Основных направлений кредитно-денежной политики Минэкономики, Минстат, Минфин, Нацбанк с участием государственных и хозяйственных органов отраслевого и территориального управления НИЭИ Минэкономики, НИЭИ Минэкономики, , Минфин, Нацбанк Минэкономики, НИЭИ Минэкономики, Минфин, Нацбанк  Республиканские и территориальные органы государственного управления, Минфин, Нацбанк Минэкономики, Минфин, Нацбанк Минэкономики, Минфин, Нацбанк с привлечением республиканских и территориальных органов госуправления.  Анализ социально-экономического положения страны на год. После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Государственный бюджет, одобряется план-прогноз экономического и социального развития страны на соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.   С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюджета Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.

Последнее изменение: четверг, 29 января 2015, 09:30