4.1      Экономические, демографические, социальные, технологические, экологические процессы отличаются длительностью и значительной инерционностью. Смена преобладающих поколений людей (в активном возрасте) происходит примерно раз в 30 лет, поколений техники - раз в 10 лет, технологических укладов - раз в 45-55 лет. От начала разработки инвестиционного проекта до окупаемости инвестиций проходит обычно от 3 до 10 лет. Структурные сдвиги в экономике также требуют немалого времени. Поэтому в государственном регулировании экономики нельзя ограничиваться годовым горизонтом. Необходимы долгосрочные и среднесрочные планы, которые направлены на решение крупных стратегических задач. Система показателей стратегического плана должна носить укрупненный, обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющий отражать все основные параметры развития системы. На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать процессы: демографического развития, возможности ослабить или преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в большинстве регионов и угрожающую будущему страны; социального развития, динамики уровня и качества жизни населения, развития, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального обеспечения; экономического развития, темпов роста ВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфляции, укрепления финансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой; научно-технического прогресса, динамики науки и инноваций, мер по модернизации экономики на основе освоения и распространения новых поколений техники и технологических укладов, развития информационной сферы и т.д.; экологического развития, показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов, решения межрегиональных проблем федерального значения; внешнеэкономических связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союза Беларусь-Россия, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых изменений валютного курса рубля, развития международного туризма и т.п. Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому в стратегическом планировании используются межотраслевой батане, другие макромодели, позволяющие отражать сложные цепные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период. Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования. В России (СССР) накоплен уникальный опыт государственного планирования, который и ныне не потерял своего значения. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий. В наши дни необходимость в прогнозировании и стратегическом планировании не отпала и сохраняет огромное значение в развивающейся российской экономике. Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.

Последнее изменение: вторник, 27 января 2015, 08:56