4.3 Модель стратегического планирования
3. Модель стратегического планирования
Рынок, оказывая воздействие на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к покупателям.
Стратегия – это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы. Процесс стратегического планирования состоит из следующих друг за другом этапов:
1. Миссия организации
2. Цели организации
3. Оценка и анализ внешней среды
4. Оценка и анализ внутренней среды
5. Анализ стратегических альтернатив
6. Выбор стратегии
7. Реализация стратегии
8. Оценка стратегии.
Если начало стратегического планирования – выбор миссии, то второе место отводится установлению целей. Они устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе предприятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, ибо нет возможности решать все проблемы одновременно. Основная задача при стратегическом планировании – адаптация организации к внешней среде. Здесь успешным действием является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей. Обычно рассматриваются экономические, технологические, политические, международные факторы.
При этом с помощью специальных коэффициентов определяется сравнительная значимость факторов.
Проведя анализ внешней среды, руководство переходит к анализу внутренней среды. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон:
· маркетинг;
· финансы (бухгалтерский учет);
· производство;
· персонал;
· организационная культура и имидж организации.
Далее фирма с помощью методов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы. Возможны следующие варианты стратегий:
· ограниченный рост;
· рост;
· сокращение;
· различные сочетания этих трех альтернатив.
Стратегия ограниченного роста - это такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции.
Стратегия роста – стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.
Стратегия сокращения – стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.
Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.
На последующих этапах подготавливаются среднесрочные планы и программы.
В завершении определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации планов, а чего нет.