Особенности административной (классической) школы. Принципы Анри Файоля.

Представители классической (1920-1950 гг.) школы, а именно А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всех организации. Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. А.Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

Разделение труда. Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.

Полномочия и ответственность. Каждому работающему должны быть делегированы полномочия для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

Дисциплина. Работники должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством организации. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления (действий). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами организации.

Вознаграждение персонала. Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий.

Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

Справедливость. К работникам следует относиться справедливо и по доброму.

Стабильность персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Менеджер должен всегда заботиться о том, чтобы удержать на своем участке трудолюбивых работников.

Инициатива. Означает разработку плана и его успешной реализации.

Корпоративный дух. Союз - это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20