7.2 Выбор поставщика
Процедура получения и оценки предложений от поставщика может быть организована по следующим направлениям:
1) Конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков, проводится, когда предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие, продукты питания на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Проведение тендера включает следующие этапы:
- реклама
- разработка тендерной документации
- прием и анализ тендерных предложений
- обсуждение контракта
Тендерная документация имеет большой объем и выполняет ряд важных функций:
ü инструктирует участников тендера о процедуре торгов
ü дает описание закупаемых товаров и услуг
ü устанавливает критерии для оценки предложений
ü определяет условия будущего контракта
Основные правила процедуры заключения тендера:
- Ø назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений
- Ø рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации
Тендерный комитет:
- составляет отчет об оценке предложений
- обосновывает причины отклонения предложения
- дает рекомендации по присуждению контракта
Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее требованиям тендерное предложение.
2) Письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика.
Когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара, он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (аферты).
Аферты могут быть твердыми и свободными.
Твердая аферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия аферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия.
Не получение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя, если принимает предложение, то в пределах срока отправляет подтверждение.
Могут быть предложены и контр-условия покупателя.
Твердая аферта высылается, как правило, традиционным партнерам.
Свободные аферта не включает никаких обязательств продавца по отношению к покупателю, высылается неограниченному числу потенциальных потребителей.