Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (статья 6 БК РФ).

Основой функционирования системы межбюджетных отношений в РФ является бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм - система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная задача бюджетного федерализма заключается в том, что бы в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель межбюджетных отношений. Для этого необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи.

Целью повышения эффективности межбюджетных отношений является создание исходных возможностей для:

1.сокращения различий в бюджетной обеспеченности публично-правовых территориальных образований и формирования региональными и местными органами власти сбалансированных бюджетов;

2.осуществления возложенных на органы власти полномочий;

3.предоставления равных условий населению на всей территории страны в получении бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.

Достижение этой цели зависит от принципов разграничения расходных полномочий и доходных источников, положенных в его основу.

Для расходных полномочий характерны следующие принципы:

1.территориального соответствия (соответствия «зоне обслуживания»), т.е. оказание бюджетных услуг за счет средств соответствующего бюджета исходя из интересов страны в целоми интересов граждан независимо от места их проживания;

2.субсидиарности, т.е. ориентация на максимально возможное приближение к уровню тех территориальных образований, в интересах населения которых бюджетная услуга предоставляется;

3.«эффект масштаба», исходя из которого могут вноситься коррективы в разграничение предметов ведения и расходных полномочий путем некоторой централизации отдельных полномочий, если на вышестоящем уровне реализация соответствующих бюджетных услуг обеспечивается более эффективно, включая и экономию бюджетных средств.

В основу разграничения доходных источников положены следующие принципы:

1.высокая степень зависимости налоговых поступлений от экономической конъюнктуры или устойчивый характер их налоговой базы;

2.зависимость налоговой базы соответствующего налога от экономической политики того или иного уровня власти;

3.степень неравномерности или равномерность размещения налоговой базы соответствующего налога;

4.наличие совместных налогов, направляемых в соответствующих долях в разные бюджеты бюджетной системы, как на постоянной, так и на временной основе.

Распределение доходных источников по бюджетам бюджетной системы осуществляется:

а) на основе закрепленных БК РФ нормативов отчислений;

б) путем передачи вышестоящими публично-правовыми образованиями в бюджет нижестоящего уровня своих доходных источников в соответствии с нормативами, установленными законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ;

в) путем квотирования ставки налога - применяется при разделении налоговых ставок (например, налог на прибыль организаций, по которому налоговая ставка составляет 20%, в том числе 2% - подлежит зачислению в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ).

Следующим направлением межбюджетных отношений является предоставление межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты -средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Они могут быть предоставлены в форме:

  • дотаций - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Они предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и образуют фонды финансовой поддержки.
  • субсидий - межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • субвенций - межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий передаваемых с вышестоящего уровня власти на нижестоящий.

Составной частью межбюджетного регулирования является бюджетный кредит. Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на возвратной и возмездной основах. Бюджетные кредиты бюджетам бюджетной системы РФ могут предоставляться на срок до 3 лет. В системе межбюджетных отношений бюджетные кредиты предоставляются на финансирование дефицита бюджета.

Задачами совершенствования межбюджетных отношений являются:

1.продолжение работы по приведению расходных обязательств РФ и субъектов РФ в соответствие с разграничением полномочий;

2.формирование стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

3.совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;

4.формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами.

Последнее изменение: пятница, 3 апреля 2015, 23:22