Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многооб­разных потребностей общества, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяй­ственных структур и средства населения.

Основным способом их получения является государственный кредит, представ­ляющий собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взя­тых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности и платности.

Государственный кредит нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эф­фективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Банковское кредитование хозяйст­вующих субъектов предполагает производительное использование ссудного фонда. Использо­вание кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в рас­поряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ре­сурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государст­венный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика госу­дарства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоян­ного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действую­щим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей фор­мирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лица­ми. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде все­го, в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходи­мости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и ор­ганизаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовы­ваться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий.

Таким образом, как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджетов бюджетной системы РФ.

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - распределение де­нежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

Через контрольную функцию государственного кредита осуществляется контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на феде­ральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейст­ва или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами мест­ного самоуправления и т.д.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на воз­вратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов. С помощью ре­гулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эф­фективное использование бюджетного кредита.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Последнее изменение: пятница, 3 апреля 2015, 23:16