Государственные и муниципальные финансы выражают экономи­ческие отношения, связанные с обеспечением источниками финан­сирования реализации государственных и муниципальных функций. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.

Поэтому важными методоло­гическими факторами являются:

1) определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее вы­явить направления воздействия финансов на развитие общества и выработать критерии их функционирования;

2) государственные и муниципальные финансы должны опи­раться на информационные потоки, потому что принятие государ­ственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля за ходом их выполнения. Эту информа­цию можно найти:

а) в оперативной и статистической отчетности;

б) договорах и соглашениях;

в) расчетных документах и т.п.;

3) государственные и муниципальные финансы должны иметь целевую ориентацию, так как они затрагивают многие социально-политические интересы отдельных слоев общества.

1.1 Государственные финансы

Государственные финансы -- важный элемент любой финансовой системы страны. Они обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государ­ство обладает возможностями контроля и перераспределения ресур­сов.

Государственные финансы (англ. publicfinances) -- денежные отно­шения, возникающие в процессе распределения и перераспределе­ния стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фон­дов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

Государство постоянно осуществляет финансовые операции по сбору и перерас­пределению денежных средств и аккумулирует их в централизован­ных денежных фондах. Именно данные операции в совокуп­ности являются государственными финансами. Поскольку денеж­ные средства любых субъектов экономики отражаются в ВВП, следовательно, что ВВП -- общий доходный источ­ник фондов денежных средств всех экономических субъектов. Государственные финансы призваны обеспечить финансирование всех расходов, в соответствии с возложенными на государство функциями.

Структуру государственных финансов можно определить с двух позиций: 1) с позиции принадлеж­ности к публично-правовому образованию и 2) с позиции экономического содержания.

С точки зрения публично-правовых образований выделяют: финансы РФ (федеральные финансы) и финансы субъектов Россий­ской Федерации (региональные финансы).

Федеральные финансы

Федеральные финансы -- важное звено в структуре государственных финансов, поскольку именно на феде­ральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов. От точного и продуманного формирования и использования феде­ральных финансов зависит полноценность развития всей нацио­нальной экономики. На этом уровне происходит формирование федерального бюджета, который является центральным звеном государственных финансов России.

Региональные финансы

Помимо федеральных финансов большое значение для нормального функционирования всей структуры государствен­ных финансов имеют региональные финансы.

Финансы региона -- неотъемлемая часть финансовой системы государства, поскольку в регионах происходит процесс производства товаров и услуг и формирование финансовых потоков.

Финансы региона -- это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социаль­но приемлемый уровень жизни населения.

К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения госу­дарственных функций на региональном уровне. Под регионом чаще всего понимают определенный субъект Федерации. Региональные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут форми­ровать собственные финансовые потоки. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых Российской Федерацией. Региональными финансами распоряжаются госу­дарственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государствен­ных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на ре­гиональном уровне.

Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Развитость регионов, эффективность функционирования их финансов является признаком достаточного уровня развития всего государства. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государствен­ного внебюджетного фонда (ТФОМС).

По экономическому содержанию государственные финансы раз­граничены на отдельные звенья организации финансовых отношений, обусловленные особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов де­нежных средств, особой ролью в финансовой системе страны. В Российской Федерации к ним относятся: бюджет государства (фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации); бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Феде­рации, Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования); государственный кредит; рынок государственных ценных бумаг (сегмент фондового рынка); финансы государственных унитарных предпри­ятий.

1.2 Муниципальные (местные) финансы

Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью ре­шения локальных задач, связанных с благоустройством населенных пунктов, развитием социальной инфраструктуры и другими вопро­сами местного значения.

Местное самоуправление в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным органом управления.

Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о МСУ) наделяют органы местного самоуправления правом са­мостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты. Каждое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Муниципальные финансы -- это денежные отношения, складываю­щиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и нацио­нального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств му­ниципальных образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении экономических и социаль­ных задач.

Муниципальные финансы необходимы для создания нормаль­ных условий жизни населения. От того, насколько эффективно функционируют муници­пальные финансы, зависит количество и качество благ и услуг, по­требляемых населением в данном муниципальном образовании и соответствующего региона в целом. За счет муниципальных финан­сов финансируется строительство дорог, жилья, обустройство домов и подъездов, помощь местным структурам, являющиеся важными для населения.

Муниципальные финансы являются составным и очень важным элементом финансовой системы государства. С их раз­витием происходит повышение эффективности работы всей финан­совой системы страны.

Финансы местного уровня (муниципальные фи­нансы) формируются органами местного самоуправления. Организация муниципальных фи­нансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

Формирование финансовой базы и функционирование органов местного самоуправления в настоящее время осуществляется в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации». На основании этого закона с 2006 года в РФ началась реформа местного самоуправления. В соответствии с принятым Законом изменилась территориальная органи­зация местного самоуправления.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (закон о МСУ).

Согласно положениям Закона выделяются следующие виды муниципальных образований: городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, внутригородское муниципальное образование городов федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территория, находящаяся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом о МСУ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.

Внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением

Внутригородское муниципальное образование (внутригородская территория) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Многообразие видов муниципальных образований, предусмот­ренных федеральным законодательством, позволяет выделить финан­сы каждого муниципального образования в отдельности.

Государственные и муниципальные финансы выполняют сле­дующие функции:

распределительную;

• регулирующую;

• контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что через распределение и перерас­пределение внутреннего валового продукта и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, форми­руются источники финансирования общественного сектора эконо­мики, достигается сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федера­ции. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслу­живают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударствен­ном масштабе.

Таким образом, сущность распределительной функции государ­ственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом (уплата налогов). Ее результа­том являются формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание сферы услуг экономики.

Регулирующая функция государственных и муниципальных фи­нансов заключается в обеспечении развития различных сфер обще­ственной жизни через систему льгот и экономических программ.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов заключается в установлении контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием и использованием централизованных фондов де­нежных средств. Контроль осуществляется:

• за изменением финансовых показателей, состоянием плате­жей и расчетов (т.е. применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирую­щего характера);

• за реализацией стратегии финансирования. Происходит реа­лизация долгосрочной финансовой политики, в которой ос­новное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов реализуется по следующим основным направлениям:

а) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в бюджеты бюджетной системы;

б) контроль за соблюдением заданных параметров централизо­ванных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

в) контроль за целенаправленным и эффективным использова­нием финансовых ресурсов.

Таким образом, состояние государственных и муниципальных финансов -- один из основных показателей устойчивого развития экономики и социальной сферы.

Последнее изменение: пятница, 10 апреля 2015, 00:14