Сущность и функции государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования реализации государственных и муниципальных функций. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.
Поэтому важными методологическими факторами являются:
1) определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие общества и выработать критерии их функционирования;
2) государственные и муниципальные финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля за ходом их выполнения. Эту информацию можно найти:
а) в оперативной и статистической отчетности;
б) договорах и соглашениях;
в) расчетных документах и т.п.;
3) государственные и муниципальные финансы должны иметь целевую ориентацию, так как они затрагивают многие социально-политические интересы отдельных слоев общества.
1.1 Государственные финансы
Государственные финансы (англ. publicfinances) -- денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.
Государство постоянно осуществляет финансовые операции по сбору и перераспределению денежных средств и аккумулирует их в централизованных денежных фондах. Именно данные операции в совокупности являются государственными финансами. Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются в ВВП, следовательно, что ВВП -- общий доходный источник фондов денежных средств всех экономических субъектов. Государственные финансы призваны обеспечить финансирование всех расходов, в соответствии с возложенными на государство функциями.
Структуру государственных финансов можно определить с двух позиций: 1) с позиции принадлежности к публично-правовому образованию и 2) с позиции экономического содержания.
С точки зрения публично-правовых образований выделяют: финансы РФ (федеральные финансы) и финансы субъектов Российской Федерации (региональные финансы).
Федеральные финансы
Федеральные финансы -- важное звено в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов. От точного и продуманного формирования и использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. На этом уровне происходит формирование федерального бюджета, который является центральным звеном государственных финансов России.
Помимо федеральных финансов большое значение для нормального функционирования всей структуры государственных финансов имеют региональные финансы.
Финансы региона -- неотъемлемая часть финансовой системы государства, поскольку в регионах происходит процесс производства товаров и услуг и формирование финансовых потоков.
Финансы региона -- это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый уровень жизни населения.
К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения государственных функций на региональном уровне. Под регионом чаще всего понимают определенный субъект Федерации. Региональные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых Российской Федерацией. Региональными финансами распоряжаются государственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государственных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на региональном уровне.
Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Развитость регионов, эффективность функционирования их финансов является признаком достаточного уровня развития всего государства. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда (ТФОМС).
По экономическому содержанию государственные финансы разграничены на отдельные звенья организации финансовых отношений, обусловленные особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств, особой ролью в финансовой системе страны. В Российской Федерации к ним относятся: бюджет государства (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации); бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования); государственный кредит; рынок государственных ценных бумаг (сегмент фондового рынка); финансы государственных унитарных предприятий.
1.2 Муниципальные (местные) финансы
Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью решения локальных задач, связанных с благоустройством населенных пунктов, развитием социальной инфраструктуры и другими вопросами местного значения.
Местное самоуправление в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным органом управления.
Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о МСУ) наделяют органы местного самоуправления правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты. Каждое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет.
Муниципальные финансы -- это денежные отношения, складывающиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств муниципальных образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении экономических и социальных задач.
Муниципальные финансы необходимы для создания нормальных условий жизни населения. От того, насколько эффективно функционируют муниципальные финансы, зависит количество и качество благ и услуг, потребляемых населением в данном муниципальном образовании и соответствующего региона в целом. За счет муниципальных финансов финансируется строительство дорог, жилья, обустройство домов и подъездов, помощь местным структурам, являющиеся важными для населения.
Муниципальные финансы являются составным и очень важным элементом финансовой системы государства. С их развитием происходит повышение эффективности работы всей финансовой системы страны.
Финансы местного уровня (муниципальные финансы) формируются органами местного самоуправления. Организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление.
Формирование финансовой базы и функционирование органов местного самоуправления в настоящее время осуществляется в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании этого закона с 2006 года в РФ началась реформа местного самоуправления. В соответствии с принятым Законом изменилась территориальная организация местного самоуправления.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (закон о МСУ).
Согласно положениям Закона выделяются следующие виды муниципальных образований: городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, внутригородское муниципальное образование городов федерального значения.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территория, находящаяся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом о МСУ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.
Внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением
Внутригородское муниципальное образование (внутригородская территория) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделить финансы каждого муниципального образования в отдельности.
Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции:
• распределительную;
• регулирующую;
• контрольную.
Распределительная функция заключается в том, что через распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Таким образом, сущность распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом (уплата налогов). Ее результатом являются формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание сферы услуг экономики.
Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием и использованием централизованных фондов денежных средств. Контроль осуществляется:
• за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов (т.е. применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера);
• за реализацией стратегии финансирования. Происходит реализация долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
а) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в бюджеты бюджетной системы;
б) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
в) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Таким образом, состояние государственных и муниципальных финансов -- один из основных показателей устойчивого развития экономики и социальной сферы.