Процесс планирования состоит из ряда этапов.

Первый этап. Фирма проводит исследования внешней внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положении фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой н девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

  • что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
  • каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегия к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Можно выделить 3 направления плановой работы:

Прогрессивное планирование (снизу вверх). Планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые затем интегрируются на верхней ступени предприятия, образуют план предприятия

Ретроградное (сверху вниз). Плановая работа подразделений осуществляется  исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. Структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы подразделений.

Встречное планирование предусматривает разработку планов в 2 этапа:

-       Сверху вниз (проводится текущее планирование по главным целям)

-        Снизу вверх (составляется окончательный план по системе детализированных показателей)

Система планирования на предприятии включает:

1.                Исходные материалы

1.1.         Научно-производственные рекомендации, системы ведения хозяйства

1.2.         Показатели федеральных региональных программ

1.3.         Основные фактические показатели уровня развития предприятия и его подразделений

1.4.         Нормы и нормативы взятые по предприятию и из нормативно-справочной литературы

1.5.         Договорные обязательства и государственный заказ

2.                Перспективное планирование

2.1.         План организационно-хозяйственного устройства (10 – 15 лет)

2.2.         План развития

2.3.         Стратегический план (5-15 лет)

2.4.         Бизнес-планирование (3-5 лет)

3.                Годовое тактическое планирование

3.1.         Годовой производственно-финансовый план

3.2.         Производственный план подразделений цехов

3.3.         Бизнес-план

4.                Оперативное планирование

4.1.         Технологические рабочие планы по периодам работ

4.2.         Плановые задания производственным участкам, цехам на декаду, месяц, квартал

4.3.         Ежедневные планы-наряды

4.4.         Технологические карты по отраслям

Последнее изменение: среда, 2 октября 2013, 22:48