Прогнозирование – процесс вероятного предвидения будущих состояний объектов управления, и элементов во внешней среде. Процессы во внешней среде, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность предприятия, называется прогнозный фон.

Планирование — это процесс прогнозирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения — основа целенаправленной последующей деятельности.

Прогнозирование связано с планированием, на основе прогнозов составляется программа (указываются мероприятия, ответственные, сроки выполнения), и на ее основе формируются планы предприятия (рис.).

Планирование и прогнозирование — это род предвидения, так как связаны с получением информации о будущем. В предвидении будущего предприятия прогнозирование, с одной стороны предшествует планированию, а с другой — является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию.

Для предсказания будущего предприятия используются следующие типы прогнозирования.

1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию.

2. Поисковое прогнозирование — способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее. Поисковое прогнозирование может быть двух видов: традиционным (экстрополятивным) и новаторским (альтернативным).

Экстраполятивный подход в планировании предполагает, что экономическое и прочее развитие предприятия происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может являться простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

Альтернативный подходисходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям.

3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование состоит в том, что в рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие предприятия, исходя из этих целей.

Прогноз — это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и ее среды, в будущий период времени.

Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам.

1. Прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного.

2. Прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и, основанные на творческом видении.

3. В связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные.

Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на внешнюю среду, и предполагает возможность самостоятельного, независимого от действий предприятия развития внешних процессов.

Активный прогноз предусматривает возможность активных действий предприятия по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду.

4. Прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.

Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя.

Интервальный прогноз показывает диапазон изменения прогнозируемого показателя.

Последнее изменение: среда, 2 октября 2013, 23:42