Страховой рынок - это совокупность экономических отноше­ний между страховщиком и страхователем по поводу удовлетворения потребностей страхователяв страховой защите при насту­плении страховых случаев, которая обеспе­чивается страховщиками за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых премий).

Структуру страхового рынка можно представить следующим образом:

1.По охвату деятельности страховой рынок подразделяется на:

  • Национальный страховой рынок, который представляет совокуп­ность региональных рынков всей страны. Региональный страховой рынок - это рынок области, республики, района.
  • Международный страховой рынок - это наднациональная страховая и перестраховочная деятель­ность в масштабах мирового хозяйства.

2.По форме организации

  • рынкиобязательного страхования
  • рынки добровольного страхования.

Обязательное страхование осуществляется на основе требований законодательства страны в рамках установленного перечня и условий страхования. Добровольное -- по взаимной договоренности страховщи­ка и страхователя. При этом виды и условия страхования определяются самими страховщиками исходя из возможностей, спроса на страховые продукты при соблюдении действующего законодательства.

3.По форме заключения сделок

  • ры­нок коллективного страхования
  • рынок индивидуального страхования.

Коллективное страхование -- это заключение контракта с опреде­ленным количеством страхователей. Индивидуальное страхование -- заключение контракта с конкретным страхователем.

4.В соответствии с отраслевым признаком страховой рынок включа­ет два крупных сегмента:

  • личное страхование
  • имущественное стра­хование.

5.По продуктовому признаку страховой рынок подразделяется на:

  • ры­нок по реализации традиционных и нетрадиционных продуктов,
  • стандартизиро­ванных (коробочных) и нестандартизированных продуктов,
  • простых и сложных (комплексных) продуктов.

Традиционные страховые продукты -- это природные (родовые) стра­ховые продукты страховой компании. Нетрадиционные продукты мо­гут реализовываться и другими финансовыми посредниками.

Стандартизированные страховые продукты -- это типовые варианты страховых контрактов, а нестандартизированные (персонализированные) -продукты, учитывающие потребности конкретного клиента.

Комплексные страховые продукты (в отличие от простых) совмеща­ют в одном контракте несколько видов страхования или могут быть на­целены на удовлетворение нескольких потребностей одного вида.

Страхование выполняет следующие специфические функции, выражающие общественное назначение данной ка­тегории: рисковую, предупредительную, сберегательную, инвестицион­ную, социальную и контрольную.

1.Рисковая. Страховой риск непосредственно связан с главным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим лицам, поэтому данная функция является главной. В этом слу­чае происходит перераспределение денежных ресурсов между участ­никами страховых отношений при наступлении определенного страхового случая.

2.Предупредительная функция направлена на финансирование за счет части средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхо­вого риска.

3.Инвестиционная функция состоит в том, что за счет временно сво­бодных средств страховых фондов происходит финансирование эко­номики. Страховые компании накапливают большие суммы денеж­ных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть времен­но инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и т. д. Эта деятельность страховых организаций находится под контролем государства.

4.Социальная функция связана с оказанием материальной помощи застрахованным лицам в случае расстройства здоровья, утраты тру­доспособности в результате заболеваний или несчастных случаев. За счет обязательного или добровольного медицинского страхования фи­нансируются медицинские расходы на лечение и восстановление здо­ровья застрахованных лиц. Страхование также может обеспечить ком­пенсацию утраченных доходов в связи с заболеванием, инвалидностью страхователя.

5.Сберегательная функция заключается в том, что при помощи страхо­вания сберегаются денежные суммы на дожития. Эта функция связана с накоплением денежных сумм по договорам личного страхования.

6.Контрольная функция страхования заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Эта функ­ция вытекает из вышеназванных функций и проявляется одновремен­но с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с кон­трольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый контроль за правильным про­ведением страховых операций. Кроме этого, контрольная функция реа­лизуется при установлении факта страхового случая и связанных с этим рисковых обстоятельств и обеспечивается условиями заключения до­говора страхования с привлечением экспертов и компетентных органов в вопросах страховой экспертизы.

Помимо специфических функций страховой рынок выполняет и общерыночные функции: ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую.

1.Ценообразующая функция. В результате взаимодействия спроса и предложения на страховые продукты формируется их рыночная цена. Цена страхового продукта определяется, с одной стороны, потреб­ностями страховщика (цена предложения), а с другой -- полезностью страхового продукта для страхователя (цена спроса). В ре­зультате взаимодействия цены предложения и цены спроса складыва­ется реальная рыночная цена страхового продукта, которая находит выражение в страховом тарифе, доступном для потребителей страхо­вого продукта.Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавли­ваются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. По договорам добровольного страхования страховые тарифы устанавливаются по соглашению сторон. Кроме того, тарифные ставки связаны с объемом страховой ответственности (т. е. чем выше ответственность по сделке, тем выше тариф, и наоборот). За­вышение тарифов приводит к перераспределению через страховой фонд излишних средств, а их занижение, напротив, ведет к образованию де­фицита финансовых ресурсов в страховом фонде и к невыполнению страховщиком своих обязательств перед страхователями.

2.Информационная функция. Концентрируемая страховым рынком ин­формация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверить собственное положение с рыночной конъюнктурой. Эффективность стра­хового рынка обусловливается его информационной прозрачностью, поэтому в современных компаниях информация организована в виде баз данных страхователей. При необходимости сведения из баз данных объединяются. В базе данных страхователей страхового продукта со­держатся наименование лица (юридического или физического), адрес, история покупки и все необходимые сведения по каждому страховате­лю.

3.Регулирующую функцию страховой рынок выполняет при условии существования конкуренции, которая стимулирует страховщика к по­иску новых потенциальных клиентов, к совершенствованию методов и форм страхового обслуживания. Регулирование деятельности страховых компаний и контроль (страховой надзор) осуществляет Банк России.

4.Посредническая функция позволяет страховщику и страхователю най­ти друг друга, заключить наиболее выгодный вариант купли-продажи страхового продукта. Данная функция развива­ется благодаря страховым агентам. В условиях развитой рыночной экономики страхо­ватель имеет возможность выбора оптимального страховщика. Страхов­щик со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его страхователем.

5.Санирующая функция проявляется в «естественном отборе» участ­ников страхового рынка. В результате конкуренции рынок «очищает» экономику от неэффективно функционирующих страховых компаний. Вследствие этого меняется институциональная структура страхового рынка, непрерывно повышается уровень его устойчивости и надежно­сти. Рост конкуренции приводит к тому, что часть участников страхо­вого рынка прекращает свою деятельность, а другая часть становится крупнее и надежнее.

Последнее изменение: воскресенье, 28 декабря 2014, 17:54