Назначение и способы проектирования  отчетов

Отчет является средством визуализации информации, хранящейся в БД. Под визуализацией понимается вывод на экран или на печать в виде, удобном для восприятия и анализа пользователем. В отчете можно группировать и сортировать данные, осуществлять расчеты в строках и проводить итоговые вычисления над группами строк и над всеми строками с использованием статистических функций. Отчет может основываться на таблице или запросе и представлять сложные зависимости между различными наборами данных. Он может быть составным – включать другие отчеты.

СУБД Access предоставляет большие возможности по оформлению отчетов: шрифтовое, фоновое и цветовое оформление, обрамление, рисунки, деловая графика, вставка объектов других приложений. Все это позволяет создавать отчеты высокого качества.

Существует три способа создания отчета: с помощью Мастера, с помощью Конструктора и с помощью средства Отчет. Конструктор дает возможность самостоятельного конструирования отчетов. Мастер отчетов позволяет создать отчет на основе ответов пользователя на вопросы, касающиеся структуры, содержания и оформления отчета. Средство Отчет – это самый быстрый способ создания отчета, потому что с его помощью отчет формируется сразу же, без запроса дополнительной информации. В отчете будут представлены все записи базовой таблицы или запроса.

Отчет можно создавать с помощью мастера или средства Отчет, а затем доработать в режиме макета или конструктора в соответствии с поставленной задачей.

Инструментальные средства конструкторов форм и отчетов

Инструментальные средства Microsoft Office Access 2007 обеспечивают создание отчетов практически любой степени сложности. Структура отчета может быть как очень простой, так и очень сложной — сводный отчет о продажах, сгруппированный по различным областям.

Создание любого отчета начинается с определения источника данных. На втором этапе можно воспользоваться мастером отчетов, который в интерактивном режиме обеспечивает “конструирование” отчета.

Для создания отчета с помощью Конструктора необходимо открыть окно Конструктора отчета, выполнив последовательность действий:

окно База данных - вкладка Создание - ОтчетыКонструктор отчетов и указать источник отчета - таблицу или запрос – OK.

Так как методика проектирования  формы и отчета одинакова, то окно конструктора отчета содержит одни и те же инструментальные средства конструирования, что и форма.

Расположение разделов проекта отчета в окне Конструктора отчета и их назначение аналогично описанным разделам проекта формы. При необходимости группировки строк в отчете в окно Конструктора отчета должны быть добавлены еще два раздела: Заголовок группы и Примечание группы. Они включаются/выключаются по команде

Группировка / группировка и итоги / Группировка

В разделе Заголовок группы отображается заголовок для групп строк отчета. Данный раздел вставляется перед Областью данных. Раздел Примечание группы служит для итоговых вычислений для групп строк и вставляется  после Области данных.

Проще можно создать отчет с помощью команды Отчет, которая находится в группе Отчеты на вкладке Создание. При этом происходит незамедлительное формирование отчета без запроса дополнительной информации. Причем в этот отчет включаются все записи базовой таблицы или запроса.

Задание 1. Создайте отчет Прайс-лист с помощью средства Отчет на основе таблицы Справочник продукции, отсортируйте его по наименованию продукции.

Выполнение задания

1)  В области переходов однократным щелчком мыши выберите таблицу СПРАВОЧНИК ПРОДУКЦИИ;

2)  выполните команду Отчет в группе Отчеты вкладки Создание;

3)  осуществите предварительный просмотр отчета;

4)  перейдите в режим Конструктора и измените имя отчета Справочник продукции на Прайс-лист;

5)  сохраните отчет с именем Прайс-лист, нажав клавиши <Ctrl+S.

Задание 2. Отредактируйте созданный отчет в соответствии с внешним видом, представленным на рис. 1.

Рисунок 1 - Внешний вид Прайс-листа в режиме конструктора

Выполнение задания

1)   откройте отчет ПРАЙС-ЛИСТ в режиме Конструктора;

2)   для внесения реквизитов грузоотправителя выполните команду Надпись в группе Элементы управления и щелкните левой кнопкой мыши в разделе Заголовок отчета и внесите текст в соответствии с рисунком 1;

3)  выделите все поля отчета за исключением полей раздела Заголовок отчета;

4)  перетащите выделенные поля вправо освободив место для надписи ;

5)   для добавления надписи выполните команду Надпись в группе Элементы управления и щелкните левой кнопкой мыши в разделе Верхний колонтитул;

6)   введите подпись элемента управления - ;

7)   выполните команду Поле в группе Элементы управления и щелкните левой кнопкой мыши в разделе Область данных;

8)   удалите подпись поля, нажав клавишу Delete по выделенной подписи поля;

9)  выделить элемент управления Поле и выполните команду Свойства страницы из группы Сервис;

10)  в окне свойств на вкладке Данные в одноименной строке наберите =1, в строке Сумма с накоплением выберите Для всего (рисунок 2);

Рисунок 2 - Окно свойств Поля

11) закройте окно свойств;

12) удалите поле в разделе Примечание отчета;

13) осуществите предварительный просмотр отчета, сохраните отчет с именем Прайс-лист.

Создание отчета с помощью мастера отчетов - предоставляет гораздо больше возможностей и обеспечивает большую степень гибкости. В частности, вы можете определить способ группировки и сортировки данных, а также включить в отчет поля из нескольких таблиц или запросов, если были заданы отношения между этими таблицами и запросами.

Задание 3. Сформируйте с помощью мастера отчет Книга продаж в соответствии с рис. 2 раздела «Пример концептуального и логического проектирования базы данных». Отчет формируется на основании запроса Для книги продаж

Выполнение задания

1)          В области переходов однократным щелчком мыши выберите запрос Для книги продаж;

2)          выполните команду Мастер отчетов в группе Отчеты вкладки Создание;

3)          на первой странице мастера в списке Таблицы и запросы в качестве источника данных отчета выберите запрос Для книги продаж;

4)          перенесите все поля кроме Цены и Ставки НДС из области Доступные поля в область Выбранные поля, нажмите кнопку Далее;

5)          имеющиеся на второй странице мастера параметры отчета оставьте без изменения, нажмите кнопку Далее;

6)          имеющиеся на третьей странице мастера параметры отчета оставьте без изменения, нажмите кнопку Далее;

7)          на четвертой странице установите табличный макет отчета, нажмите кнопку Далее;

8)          на пятой странице мастера выберите стиль оформления Поток, нажмите кнопку Далее;

9)          на шестой странице мастера задайте имя отчета – КНИГА ПРОДАЖ, нажмите кнопку Готово;

10)         переключится в режиме Конструктора;

11)         увеличить размеры раздела Примечание отчета, поместив указатель мыши на нижней границе раздела и при нажатой левой кнопке мыши перетащить выбранную границу вниз;

12)         вставьте элемент управления Поле в разделе Примечание отчета. Введите текст его надписи – Итого;

13)         щелчком мыши выделить собственно поле в созданном элементе управления;

14)         в окне свойств перейти на вкладку Данные;

15)         в одноименной строке правой кнопкой мыши вызвать Построитель выражений и введите выражение для подсчета общего итога:

Рисунок 3 - Окно Построителя выражений

16)            нажмите Ок;

17)            задайте вычисляемому полю свойства: формат поля – Денежный;

18)            вставьте в раздел Примечание отчета два свободных поля и удалите их надписи;

19)            введите в эти поля, используя Построитель выражений, выражения для подсчета общей Суммы НДС и Всего.

Задание 4. На основе Книги продаж сформируйте отчет в разрезе грузополучателей с накоплением итогов по суммам продаж. Вид отчета приведен на рис. 4. Сохраните отчет под именем Группировка по грузополучателям.

КНИГА ПРОДАЖ

 

 

Грузополучатель

Дата

Наименование продукции

Количество

Стоимость

Сумма НДС

Всего

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

ИТОГО ПО (грузополучателю)

•••••••••

•••••••••

•••••••••

•  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •

Грузополучатель

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

•••

ИТОГО ПО (грузополучателю)

•••••••••

•••••••••

•••••••••

•  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •

ОБЩИЙ ИТОГ

 

 

 

•••••••••

•••••••••

•••••••••

Рисунок  4 -  Внешний вид отчета по грузополучателям

Выполнение задания

1)   Скопируйте отчет КНИГА ПРОДАЖ и присвойте имя ГРУППИРОВКА ПО ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯМ;

2)   откройте отчет ГРУППИРОВКА ПО ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯМ в режиме конструктора;

3)   выполните команду Группировка в группе Группировка и итоги вкладки Конструктор;

4)   щелкните пункт Добавить группировку в области Группировки, сортировки и итогов;

5)   в области группировки, сортировки и итогов появится новая строка и в отображенном списке полей выберите поле Название;

6)   щелкните кнопку Больше;

7)   настройте группу Без раздела заголовка;

8)   настройте группу С разделом примечания;

9)   введите при помощи элемента управления Надпись в раздел Примечание группы «Название» текст «Итого по грузополучателю»;

10) поля раздела Примечание отчета скопируйте в раздел Примечание группы «Название»;

11) осуществите предварительный просмотр отчета. Если отчет соответствует виду, представленному в задании, то сохраните его. В противном случае перейдите в режим Конструктора и внесите необходимые изменения.

Создание составно отчета  

Задание 5. Создайте бланк счет фактуры в соответствие с рисунком 5 раздела «Пример концептуального и логического проектирования базы данных», сохранив отчет с именем Счет-фактура.

Выполнение задания

1) Создайте запрос для главного отчета в соответствии с рисунком 5;

Рисунок 5 - Вид запроса в режиме Конструктора

2)  создайте запрос для подчиненного отчета в соответствии с рисунком 6;

Рисунок 6 - Вид запроса в режиме Конструктора

3) создайте подчиненной отчет в соответствии с рисунком 7;

Рисунок 7 - Вид подчиненного отчета в режиме Конструктора

4) создайте основной отчет в соответствии с рисунком 8;

Рисунок 8 - Вид части основного отчета в режиме Конструктора

5)  Для создания подчиненного отчета нажмите кнопку Подчиненная форма/отчет на панели элементов, затем установите указатель в отчете на том месте, куда требуется поместить подчиненный отчет, и нажмите кнопку мыши. Выполните инструкции, выводящиеся в диалоговых окнах мастера;

Рисунок 9 -  Вид отчета СЧЕТ-ФАКТУРА в режиме Конструктора

6) осуществите предварительный просмотр отчета. Если отчет соответствует виду, представленному в задании, то сохраните его. В противном случае перейдите в режим Конструктора и внесите необходимые изменения.

Работа с отчетом

Спроектированный отчет может быть предварительно просмотрен в одном из двух представлений: общий вид и страничный вид. Общий вид доступен только из окна Конструктора по команде Режим/Представление отчета. Он позволяет оценить внешний вид отчета, не вникая в подробности. Страничный вид дает возможность увидеть отчет таким, каким он будет после печати. Страничное представление отчета можно получить из окна Конструктора по команде Режим / Предварительный просмотр, а также из окна БД по команде

Кнопка Office / Печать / Предварительный просмотр

Отчет можно сохранить, введя в окне Конструктора или в окне предварительного просмотра одну из команд:

Кнопка Office / Сохранить как

Кнопка Office / Сохранить,

или произведя закрытие окна Конструктора.

Изменения в отчет вносятся в окне Конструктора.

Задания для самостоятельной работы

Задание 6. Создайте отчет ПО ПРОДУКЦИИ соответствующий выходному бланку, представленному на рис. 3 раздела «Пример концептуального и логического проектирования базы данных». Отчет рекомендуется создавать на основании запроса ПО ПРОДУКЦИИ отредактировав его соответствующим образом. 

Задание 7. Создайте отчет ПО ДАТЕ соответствующий выходному бланку, представленному на рис. 4 раздела «Пример концептуального и логического проектирования базы данных». Отчет рекомендуется создавать на основании запроса ПО ДАТЕ, отредактировав его соответствующим образом.

Задание 8. Сформируйте отчет в разрезе наименования продукции. Созданный отчет представлен на рисунке 10. Сохраните отчет под именем Группировка по продукции.

Рисунок 10 - Внешний вид отчета Группировка по продукции

Последнее изменение: пятница, 24 января 2014, 19:20