1.2.2 Специфические методы макроэкономического анализа
1.2.2. Специфические методы макроэкономического анализа
Национальная экономика - система высшей степени сложности. Успешное изучение такой системы возможно только при помощи применения как общенаучных, так и специфических методов исследования.
Общенаучные методы исследования включают: метод научной абстракции, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, метод единства исторического и логического, системно-функциональный анализ и другие.
Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются:
- агрегирование;
- моделирование;
- ожидания;
- позитивный и нормативный подход.
Агрегирование.Суть метода заключается в укрупнении экономических показателей путем объединения по тому или иному признаку в единое целое множества экономических явлений или процессов, т.е создание агрегатов, совокупных величин.
Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные блага), единая процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т.п.
Макроэкономическое агрегирование распространяется как на субъекты экономики, так и на рынки.
Субъекты экономики (экономические агенты) на макроуровне группируются в четыре сектора экономики:
1. Сектор домашних хозяйств.
2. Предпринимательский сектор.
3. Государственный сектор.
4. Сектор «остальной мир» (заграница).
Рынки могут быть сгруппированы в следующие типы:
1. Рынок товаров и услуг (рынок благ).
2. Финансовый рынок.
3. Рынок факторов производства.
Возможна и более детальная классификация рынков (выделение рынков труда, ценных бумаг и т.п.)
Очевидно, что использование агрегированных показателей неизбежно обедняет картину, получающуюся в результате подобного экономического анализа. Но макроэкономика и не призвана разбираться в деталях поведения экономических агентов, макроэкономический подход призван охватить национальную экономику как бы с высоты птичьего полета.
Моделированиепредставляет собой анализ взаимодействия макроэкономических субъектов с помощью моделей, позволяющих через абстрактное отображение реальных явлений и процессов отвлечься от несущественных (с точки зрения макроэкономики) деталей и выявить между ними принципиальные экономические связи и функциональные зависимости. В зависимости от конкретных задач исследования применяются разные типы моделей, которые можно классифицировать следующим образом.
Таблица 2 - Классификация макроэкономических моделей
Критерий классификации |
Виды моделей |
|
Способ отражения изучаемого объекта |
Экономико-математические |
Графические |
Продолжительность периода анализа, гибкость цели |
Краткосрочные |
Долгосрочные |
Степень охвата внешне-экономических связей |
Закрытые |
Открытые |
Характер отражения фактора времени |
Статитические |
Динамические |
Характер взаимосвязей элементов |
Линейные |
Нелинейные |
Предполагаемый результат |
Равновесные |
Неравновесные |
В построении и анализе моделей используются различные экономические переменные. Они подразделяются на:
1. Экзогенные и эндогенные.
2. Переменные запаса и переменные потока.
По первой классификации к экзогенным (внешним) относятся те величины, которые находятся вне модели и задаются до её построения (например, государственные расходы, ставка налогообложения и величина предложения денег).Эндогенные (внутренние) переменные формируются внутри модели и определяются в ходе расчетов по модели (например, объем занятости и выпуска, уровень инфляции и безработицы).
Функциональные связи между экзогенными и эндогенными параметрами бывают следующих видов:
1.Поведенческие. Примером может служить функция потребления домашних хозяйств от дохода:
С = С(у)
2.Технологические. Например, производственная функция:
Q= f (F1,F2,…Fn)
3.Институциональные. К примеру, взаимосвязь между налогом, взимаемым правительством (Т) и доходом:
Т = Т(у)
4.Дефиниционные, отражающие содержание явлений и их структуру.
По второй классификации переменные запаса характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату, например, на начало или на конец года (накопленный капитал, объем ВНП, государственный долг и т.п.)
Переменные потокахарактеризуют течение экономических процессов во времени и измеряются в единицу времени, как правило, в месяц, в квартал, в год (инвестиции, бюджетные дефицит и профицит, поступления налоговых выплат и т.п.)
Между запасами и потоками существует взаимосвязь: потоки вызываютизменения в запасах. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.
Ожидания в макроэкономике связаны с тем, что многие макроэкономические проблемы требуют решений, не просто имеющих место в какой-либо период времени, но включающих время как фактор принятия решений (межвременной выбор между потреблением в настоящем и будущем, размещении ограниченных ресурсов и т.п.).Ожидания - это оценка будущих перспектив, которые учитываются тем или иным субъектом в процессе принятия решений.
Виды ожиданий.
1. Статистическиеозначают, что в будущем экономические субъекты ориентируются на те же параметры конъюнктуры, которые имеют место в настоящем.
2. Адаптивныепредполагают, что экономические субъекты формируют ожидания с учетом прошлых ошибок.
3. Рациональные свидетельствуют о том, что экономические субъекты не только учитывают ошибки прошлого опыта, но и, используя доступную информацию, стремятся предвидеть будущие изменения и не совершать систематических ошибок.
От характера формирования ожиданий значительным образом зависит реакция субъектов рыночных отношений на мероприятия экономической политики государства. В результате одни и те же политические мероприятия могут иметь разные социально-экономические последствия в зависимости от ожиданий, преобладающих в обществе.
Позитивный и нормативный подходы в макроэкономике в целом аналогичны таким же подходам в экономической теории вообще. Сочетание позитивного и нормативного подходов и иных, рассмотренных выше методов, позволяет макроэкономическим исследованиям служить научным фундаментом для разработки основных принципов, целей и инструментов государственной экономической политики.