3. Государственный бюджет и принципы его формирования
3. Государственный бюджет и принципы его формирования
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной властью С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.
В России Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач
Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
а) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
б) формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
а) перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
б) государственное регулирование и стимулирование экономики;
в) финансовое обеспечение финансовой политики;
г) контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Таким образом, бюджет — это смета (баланс) доходов и расходов.
Доходные статьи бюджета:
• налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы (государственное предпринимательство), подоходный налог, средства ссудного фонда и др
Расходные статьи бюджета:
• финансирование экономики, социально- культурные программы, НИОКР- и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.
В организации финансовой системы существует два принципа:
Демократический централизм присущ административно-командной системе (в прошлом СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.
Фискальный федерализм утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т. д.
В смешанной экономике происходит сочетание этих двух принципов в тех или иных пропорциях в зависимости от конкретных условий национальной экономики и принятых юридических норм.
Различаются два состояния госбюджета:
Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной.
Дефицитное, если расходы превышают доходы.