3. Государственный бюджет и принципы его формирования

Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной властью С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

В России Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач

Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

а) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,

б) формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

а) перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

б) государственное регулирование и стимулирование экономики;

в) финансовое обеспечение финансовой политики;

г) контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Таким образом, бюджет — это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета:

 • налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы (государственное предпринимательство), подоходный налог, средства ссудного фонда и др 

 Расходные статьи бюджета:

 • финансирование экономики, социально- культурные программы, НИОКР- и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам. 

 В организации финансовой системы существует два принципа:

 Демократический централизм присущ административно-командной системе (в прошлом СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

 Фискальный федерализм утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т. д.

В смешанной экономике происходит сочетание этих двух принципов в тех или иных пропорциях в зависимости от конкретных условий национальной экономики и принятых юридических норм.

 Различаются два состояния госбюджета: 

 Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной.

 Дефицитное, если расходы превышают доходы.

 

 

Последнее изменение: понедельник, 28 сентября 2020, 17:47