3.1.2. Дискреционная налогово-бюджетная политика, связана с налогами.

Налоги также оказывают воздействие на совокупный спрос, но это воздействие несколько отличное от воздействия государственных расходов. Как известно, рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса и ВВП. Но располагаемый доход складывается из 2-х составляющих - потребления и сбережения, следовательно, уменьшение дохода вызывает сокращение как потребления, так и сбережения.

Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 млрд. ден. ед., который остается неизменным при любом уровне ВВП. При MPC= 0,75 потребление сократится, как известно, не на 20млрд. ден. ед., а на 15млрд. ден. ед., и на 5млрд.ден.ед. сократятся и личное сбережения населения.  

Для определения величины сокращения потребления DС надо умножить сумму налогового приращения DТ на МРС:     

                                    DС = DТ*МРС                             ( 2 )

То есть DС = 20*0,75 = 15

 

Аналогично умножение суммы увеличения налога DТ на предельную склонность к сбережению MPS покажет величину уменьшения сбережения налогоплательщиков DS:

 DS= DТ* MPS ( 3 )

То есть DS = 20*0,25 = 5

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть увеличившегося располагаемого дохода идет на увеличения сбережения), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВВП. Поэтому налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС

                                МНАЛОГОВ = МГОС.РАСХОДОВ * МРС                     ( 4 )

Преобразование формулы ( 4 ) показывает, что

                                 МНАЛОГОВ = МРС/ MPS                                 ( 5 )

С уменьшением налогов  прямая потребления, инвестиций и государственных расходов (С+I+g) поднимается вверх, и равновесный ВВП увеличивается

(Рисунок 3). И наоборот.

   ris4   

     Рисунок 3

 

Иногда государственное регулирование экономики предполагает одновременное изменение налогов и государственных закупок.

И здесь выявляется следующая закономерность: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост равновесного ВВП составляет величину, равную приросту государственных расходов. В этом случае мультипликатор так называемого сбалансированного бюджета равен 1.

Например, при МРС равной 0,75 увеличение налогов на 20 млрд.ден.ед. вызывает снижение дохода на 20млрд.ден.ед., из которого сокращение потребительских расходов составит 15млрд.ден.ед.. (5млрд.ден.ед. составляет уменьшение сбережения). Поскольку Мгос. расходов = 4, ВВП сократится на 60 млрд.ден.ед. (15*4). Однако прирост государственных расходов тоже на 20млрд.ден.ед. вызовет увеличение ВВП на 80млрд.ден.ед. (20*4). Следовательно, чистый прирост ВВП составит  80-60=20млрд.ден.ед., что равно величине прироста государственных расходов и мультипликатор в этом случае будет равен 1.

 

Последнее изменение: пятница, 7 марта 2014, 23:46