Иерархия ценностей
Вместе с долженствованием в структуре ценностей
появляется первый барьер на пути их безоглядной релятивизации. Второй и,
видимо, более высокий создается иерархическим строем ценностей. Не все,
впрочем, этот строй признают и принимают. Весьма популярна как раз
противоположная позиция - об аксиологическом анархизме, о ценностном хаосе.
Сама идея иерархии считается чуть ли не анахронизмом в современном массовом
обществе. В нем высокое и низкое очень часто путает сама жизнь.
И все
же иерархия ценностей вполне реальна. Но одновременно и очень исторична - это
нужно подчеркнуть особо. По-современному размытой и неопределенной она была не
всегда. Достаточно жесткой и пирамидально прочной конструкцией иерархия
ценностей была (и остается) в традиционном обществе. Ее демократическое
"развинчивание" началось с индустриального общества и по инерции продолжается
в постиндустриальном.
Под
иерархией ценностей обычно понимают их расположение от низших к высшим или от
высших к низшим. При этом наблюдаются (соблюдаются) последовательность и
непрерывность. Определенно низшими и высшими ценности оказываются только у
основания и на вершине данной иерархии. Это действительно ее низ (совершенная
вульгарность и даже низменность) и верх (благородство, чистая святость). Если
бы не эта диалектика более высокого и более низкого, иерархию ценностей вполне
можно было бы назвать структурой или системой. В иерархическом строе ценностей
много стихийного, условного и неотрефлексированно-традиционного. Но есть и
нечто более определенное. О нем-то и пойдет у нас речь ниже.
У
более низкого и более высокого в ценностной иерархии разные субъектные
наполнения. Прежде всего по объему: низшие ценности более массовы, они
распространены среди большего количества людей; высшие ценности не имеют
широкого хождения, их исповедует, как правило, узкий круг людей, они - удел
немногих. Далее различие идет уже по качеству: высшие ценности доступны только
высокоразвитым субъектам, людям достаточно образованным и воспитанным; низшие
ценности никакой специальной подготовки для своего восприятия не требуют - они
доступны практически всем, их может освоить человек с самым "средним"
образованием.
Низшие
ценности, как правило, стереотипны, удобны и эффективны, быстро поднимают
настроение. Они легко отключают критическое "Я" человека, притупляют
его сознание, выходят зачастую на подкорку эмоций и чувств. Высшие ценности
чаще всего неудобны, в попытке соответствовать их непростым требованиям, быть,
как говорят, на высоте принципов, человеку нередко приходится страдать,
мучиться совестью, чувствовать свою малость в этом мире.
Высшие
ценности - товар штучный, может быть, и неброский, но оригинальный, со вкусом
сделанный. Это творения, рассчитанные на века. Среди низших ценностей немало
откровенных поделок и штамповок, вещей конъюнктурных, рассчитанных на короткий
срок жизни, с узким горизонтом и ограниченной перспективой.
Низшие
ценности - это некие усредненные модели, они усредняют и самого человека, в них
он теряет свою индивидуальность, а иногда и просто человеческое лицо. Напротив,
высшие ценности всегда развивают, совершенствуют человека, устремляясь к ним,
он распрямляется, встает с колен, поднимает голову, устанавливает свободные
личностные отношения с другими людьми.
В
низших ценностях много конформизма, тихого согласия с тем, что есть, сложилось
и утвердилось, что обрело форму статус-кво. В противоположность низшим, высшие
ценности содержат в себе нонконформистский заряд, требуют не останавливаться на
достигнутом, продолжать обустраивать землю (быт, бытие) и чистить себя под
Человека.
Иерархия ценностей неустранима, но она тоже развивается, претерпевает
определенные изменения. Общая тенденция здесь давно уже обозначилась: с одной
стороны, не фыркать по поводу толпы, быдла или черни, а с другой - не
отворачиваться от высокого, не самоутверждаться за счет равнодушия или презрения
к его лучшим образцам. Низшее исчезает не тогда, когда устраняется высшее, а
тогда, когда низшее медленно, но неуклонно поднимается, подтягивается к
высшему.