Уважаемые студенты!

В настоящем кратком введении по дистанционному изучению  философии даны методические советы к самостоятельной работе студентов-заочников по изучению курса философии, по выполнению ими контрольной работы, прохождению обучающих, рубежных и итогового тестов с целью достижения высоких результатов по итогам обучения.

Цель методического пособия — помочь студентам-заочникам выработать навыки самостоятельной работы по освоению философии, самостоятельного анализа современных проблем общественного развития.

Изучение курса философии осуществляется на основе положений действующего Государственного образовательного стандарта по философии и в соответствии с учебным планом.

 

ГОССТАНДАРТ ПО ФИЛОСОФИИ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснения. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ при ДО

Для студентов-заочников важность самостоятельной работы обусловлена прежде всего тем, что она является основной формой изучения ими философии. Успех самостоятельной работы во многом зависит от высокой самодисциплины студентов, системного и целенаправленного накопления знаний и самоконтроля.

Самостоятельная работа по изучению курса философии в основном включает следующие формы:

• изучение и конспектирование рекомендованных работ философов, приобщение к философской мысли;

• работа с учебником, учебными и методическими пособиями;

• подготовка и прохождение обучающих тестов;

• решение рубежных тестов – до 40 баллов;

• написание контрольной работы – до 20 баллов;

• решение итогового теста – до 40 баллов

• получение итоговой оценки – исходя из 100 баллов как оценки высшей.

 

На сайте http://morero.ruвыставлены основные материалы для изучающих философию, некоторые для удобства пользователей – в разных расширениях.

Там же указана основная литература.

Дополнительно в качестве учебников и учебных пособий студентам-заочникам рекомендуется:

1. Гуревич П.С. Философия : учебник для вузов. — М. : Проект, 2003. — 352 с.

Можно использовать и другие учебники и учебные пособия, имеющиеся в библиотеке КГСХА, в других библиотеках, в интернете. Для получения дополнительной информации и углубления знаний по курсу философии можно также использовать различные справочные издания и методические разработки, подготовленные преподавателями кафедры философии КГСХА.

Для твердого усвоения сущности и содержания философских понятий и категорий следует вести для себя глоссарий (словарь) наиболее сложных и не известных вам понятий и категорий.

С целью глубокого изучения важнейших философских проблем важно не только ознакомиться, прочитать, но и постараться осмыслить и понять виденье тем или иным мыслителем той или иной философской проблемы, самостоятельно приобщиться к философской мудрости.

Прежде чем приступить к изучению конкретного философского произведения или фрагмента из той или иной работы, следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, сделать краткие записи прочитанного, так как студент-заочник лишен возможности слушать полный курс лекций по философии, и составленный краткий конспект заменит ему конспект лекций. При чтении и конспектировании необходимых положений следует обращать внимание и на то, о каких философах и их работах говорится в соответствующих главах учебника. Это значительно облегчит в дальнейшем работу по изучению самих философских работ.

После чтения учебника, учебных пособий, изучения и конспектирования работ философов необходимо еще раз обратиться к программе курса: просмотрев внимательно содержание темы, убедиться, что стало понятно по каждому пункту программы, а что требует дополнительного повторного изучения. При этом важно понять, что философские положения необходимо уметь разъяснять и обосновывать, а не просто запоминать, заучивать.

Философия, как и любая наука и учебная дисциплина, требует точных и четких формулировок, нельзя допускать вольного обращения с философскими понятиями и категориями, которые имеют определенное содержание и конкретный смысл и должны быть употреблены в соответствии с их назначением. Кроме того, точные и четкие определения есть одно из действенных средств, помогающих студенту овладеть философскими терминами, понятиями и категориями, мыслить и изъясняться на философском языке.

Завершая самостоятельную работу по изучению каждой темы, необходимо составить опорные конспекты, которые будут способствовать более глубокому усвоению материала и могут служить хорошим подспорьем для самопроверки готовности к семинарским занятиям и экзамену.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одной из форм обучения студентов-заочников является выполнение контрольных работ, в том числе и по курсу философии.

Контрольная работа представляется текстуально непосредственно в рамках ДО философии  и оценивается лично преподавателем. Номер темы контрольной работы определяет преподаватель при личном обращении в ходе успешного выполнения рубежных тестов.

Каждая тема контрольной работы представляет одну из основных философских проблем, а выполнение - ее оперативное исследование и отчет. Таким образом, исследование типа «контрольная работа» должно быть кратким (но без сокращений), точным, обоснованным и глубоким, и представлять собой  текст объемом не менее 1800 и не более 2000 знаков печатного текста шрифта Times New Roman Cyr 12, поля 2,5(левое)-1,5-1,5-1,5(остальные) см, интервал одинарный, абзац 0,5 см.

Например:

[Технические требования к выполняемой работе: Поля в см: 2:1:1:1. Междустрочный интервал одинарный. Абзацы только в основных пунктах плана без отступа, шрифт Times New Roman Cyr 10-12, выравнивание по ширине, объём работы – 10 – 12 тыс знаков без пробелов. Текст разместить не более !!!), чем на 1 листе формата А4, на двух страницах. По форме работа должна выглядеть так (содержание работы и пунктов плана условное):]

Специальность 80917 (Бухучёт), 2 курс, 1 гр, КГСХА: Иванова Глафира Никаноровна, зач. кн. № 09717,

Контрольная работа по теме №5: Диалектика бытия.

1. Введение: (Место темы в курсе философии, ее значение, основные подходы). Кризис онтологизма в буржуазной философии XIX века подвел есте-ственную черту под развитием периода, условно обозначенного здесь как классический. Поэтому можно попытаться обобщить содержание, которое явилось теоретическим вкладом данной традиции в сумму философских знаний. Понятие бытия возникло в решающий момент становления древнегреческой философии и стало одним из вариантов ответа на вопрос: может ли мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях? Понятие бытия, утверждали философы, — залог объективности мышления. Сама возможность мысли о бытии как таковом показывает, что мышление не может быть полностью субъективным процессом, и в нем обязательно содержится, хотя бы как момент, неизбежная объективность. В рамках античности возникла и основная антиномия понятия бытия: имеет ли оно право на существование? не бессодержательно ли? Конечно, оно дает большие возможности мышлению, придает характер доказательности ряду концепций, ведет к аксиомам, от которых греки никогда не отказывались (ex nihilo nihil fit). Но оно удваивает мир, делает одну из его частей неизбежно иллюзорной. Какую именно — чистое бытие или конкретно существующее многообразие? Это зависит от того, что все же дает нам понятие бытия. «Бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт. Мысль о бытии как таковом греческие философы расценили как искомую точку совпадения мышления и бытия, обеспечивающую автономию философии. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой — её функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием «бытие», философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, данная в мышлении, но, тем не менее, имеющая доказуемое объективное значение. В истолковании этой реальности философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что «бытие» — это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Первое течение в свою очередь делилось на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Второе — на тех, кто замещает «пустые» построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики. Как признающие, так и отрицающие значимость категории бытия периодически, как показывает история философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или догматической объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые теряли интуицию сверхопытного единства мира, что приводило к распаду мышления — теоретически и исторически —на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную волю, бесцельное воображение и т.д.

2. Основное содержание: (например): 2.1.Уровни бытия, этапы бытия. Из исторического опыта кризисных периодов онтологии и наиболее значимых попыток их преодоления следует, что понятие бытия не является гипостазированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности. Оно — не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров. Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью (что соответствует и роли глагола «быть» в языке) и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла. Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, «бытие» строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы пра-феноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием — своего рода хранителем целостности универсума в мышлении — в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых — единственным) способом мыслимости абсолюта. 2.2. Субъект. Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен.  Если он фундаментальный вопрос, тем более главный,  то нуждается в адекватной прозрачности. Потому надо кратко разобрать, что вообще принадлежит к любому вопросу, чтобы отсюда суметь увидеть бытийный вопрос как исключительный. Всякое спрашивание есть искание. Всякое искание имеет заранее свою направленность от искомого. Спрашивание есть познающее искание сущего в факте и такости его бытия. Познающее искание может стать «разысканием» как выявляющим определением того, о чем стоит вопрос. Спрашивание как спрашивание о… имеет свое спрошенное.  Всякое спрашивание о… есть тем или иным образом допрашивание у… К спрашиванию принадлежит кроме спрошенного опрашиваемое.  В исследующем, т.е. специфически теоретическом вопросе спрашиваемое должно быть определено и доведено до понятия. В спрашиваемом лежит, тогда как собственно выведываемое выспрашиваемое,  то, на чем спрашивание приходит к цели. Спрашивание само как поведение сущего, спрашивающего, имеет свой особый характер бытия. Спрашивание может вестись как «просто так расспрашивание» или как эксплицитная постановка вопроса. Особенность последней лежит в том, что спрашивание прежде само себе становится прозрачно по всем названным конститутивным чертам вопроса.О смысле бытия вопрос должен быть поставлен.  Тем самым мы стоим перед необходимостью разобрать бытийный вопрос в аспекте приведенных структурных моментов.Как искание спрашивание нуждается в опережающем водительстве от искомого. Смысл бытия должен быть нам поэтому уже известным образом доступен. Было отмечено: мы движемся всегда уже в некой бытийной понятливости. Изнутри нее вырастает специальный вопрос о смысле бытия и тенденция к его осмыслению. Мы не знаем,  что значит «бытие». Но уже когда мы спрашиваем: «что есть  ’бытие’?», мы держимся в некой понятности этого «есть», без того чтобы были способны концептуально фиксировать, что это «есть» означает. Нам неведом даже горизонт, из которого нам надо было бы схватывать и фиксировать его смысл. Эта усредненная и смутная понятность бытия есть факт. Дать его с самого начала, однако разыскание о смысле бытия не может хотеть. Интерпретация усредненной бытийной понятливости получает свою необходимую путеводную нить лишь с формированием понятия бытия. Из ясности понятия и принадлежащих к нему способов его эксплицитного понимания можно будет установить, что имеет в виду затемненная, соотв. еще не проясненная понятность бытия, какие разновидности затемнения, соотв. помехи эксплицитному прояснению смысла бытия возможны и необходимы.Усредненная, смутная понятность бытия может далее быть пропитана традиционными теориями и мнениями о бытии, а именно так, что эти теории как источники господствующей понятности остаются потаены. — Искомое в спрашивании о бытии никоим образом не полностью неизвестно, хотя ближайшим образом совершенно неуловимо. Спрошенное  подлежащего разработке вопроса есть бытие, то, что определяет сущее как сущее, то, в виду чего сущее, как бы оно ни осмыслялось, всегда уже понято. Бытие сущего само не «есть» сущее. Первый философский шаг в понимании проблемы бытия состоит в том, чтобы не цибоу nva бптуеТстеси, «не рассказывать истории», т.е. определять сущее как сущее не через возведение к другому сущему в его истоках, как если бы бытие имело характер возможного сущего. Бытие как спрошенное требует отсюда своего способа выявления, который в принципе отличается от раскрытия сущего. Соответственно и выспрашиваемое,  смысл бытия, потребует своей концептуальности, опять же в принципе отличной от концепций, в каких достигает своей смысловой определенности сущее. 2.3. Объект. Поскольку спрошенное составляет бытие, а бытие означает бытие сущего, опрашиваемым  бытийного вопроса оказывается само сущее. Оно как бы расспрашивается на тему его бытия. Чтобы оно однако могло неискаженно выдавать черты своего бытия, оно со своей стороны должно прежде стать доступно так, как оно само по себе есть. Бытийный вопрос в плане его спрашиваемого требует достижения и опережающего обеспечения правильной манеры подхода к сущему. Однако «сущим» именуем мы многое и в разном смысле. Сущее есть все, о чем мы говорим, что имеем в виду, к чему имеем такое то и такое то отношение, сущее и то, что и как мы сами суть. Бытие лежит в том, что оно есть и есть так, в реальности, наличии, состоянии, значении, присутствии , в «имеется». С какого  сущего надо считывать смысл бытия, от какого сущего должно брать свое начало размыкание бытия? Начало произвольно или в разработке бытийного вопроса определенное сущее обладает преимуществом? Каково это образцовое сущее и в каком смысле оно имеет преимущество? Если вопрос о бытии должен быть отчетливо поставлен и развернут в его полной прозрачности, то разработка этого вопроса требует, по предыдущим разъяснениям, экспликации способа всматривания в бытие, понимания и концептуального схватывания смысла, подготовки возможности правильного выбора примерного сущего, выработки генуинной манеры подхода к этому сущему. Всматривание во что, понимание и схватывание, выбор, подход к чему суть конститутивные установки спрашивания и сами таким образом, модусы определенного сущего, того  сущего, которое мы, спрашивающие, всегда сами есть. Разработка бытийного вопроса значит поэтому: высвечивание некоего сущего – спрашивающего – в его бытии. Задавание этого вопроса как модус бытия  определенного сущего само сущностно определено тем, о чем в нем спрошено, – бытием.

3. Заключение (выводы и нерешенные проблемы)Философские итоги эволюции категории бытия. Кризис онтологизма в буржуазной философии XIX века подвел есте-ственную черту под развитием периода, условно обозначенного здесь как классический. Поэтому можно попытаться обобщить содержание, которое явилось теоретическим вкладом данной традиции в сумму философских знаний. Понятие бытия возникло в решающий момент становления древнегреческой философии и стало одним из вариантов ответа на вопрос: может ли мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях? Понятие бытия, утверждали философы, — залог объективности мышления. Только в этом понятии мысль и существующее сливаются в единое целое. Сама возможность мысли о бытии как таковом показывает, что мышление не может быть полностью субъективным процессом, и в нем обязательно содержится, хотя бы как момент, неизбежная объективность. В рамках античности возникла и основная антиномия понятия бытия: имеет ли оно право на существование? не бессодержательно ли? Конечно, оно дает большие возможности мышлению, придает характер доказательности ряду концепций, ведет к аксиомам, от которых греки никогда не отказывались (ex nihilo nihil fit). Но оно удваивает мир, делает одну из его частей неизбежно иллюзорной. Какую именно — чистое бытие или конкретно существующее многообразие? Это зависит от того, что все же дает нам понятие бытия. «Бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт. Мысль о бытии как таковом греческие философы расценили как искомую точку совпадения мышления и бытия, обеспечивающую автономию философии. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой — её функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием «бытие», философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, данная в мышлении, но, тем не менее, имеющая доказуемое объективное значение.

4. Источники (Учебники не указывать, ТОЛЬКО НАУЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ и ГЛАВНЫХ КЛССИКОВ: 3-5 наименований):

1) Батов В. И., Муромцев В. В., Муромцева А. В. Виртуальная коммуникация как  феномен  культуры// Философские науки. — 2008. — №7. — С. 98 — 108.

2) Вайцзеккер К. Ф. Физика и философия// Вопросы философии.  — 1993. — № 1. — С. 115 —125.

3) Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.  — М.: МГУ, 1986.

4) Нуруллин Р. А. Виртуальность как условие существования реальности// Вестник СамГУ. — 2005. — № 4 (38). — С. 9 — 11.

5)Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия//Вопросы философии. — № 4. — 1993. — С. 89 — 106. 

В контрольной работе знаков без пробелов 11953.

Дата                                                                                                                      Подпись студента



На первом листе, с первой строки контрольной работы указывается фамилия, имя и отчество полностью, номер зачетной книжки, номер учебной группы и курса, наименование учебного заведения, номер контрольной работы и ее тема.

Работа по написанию контрольной работы предполагает, во-первых, уяснения содержания каждой проблемы, подбор литературы и ее общий предварительный просмотр. Это позволит накопить определенные представления и первичные знания по теме; осмыслить ее для составления плана.

Во-вторых, составление структурного плана Вашего исследования. Кроме наименования темы, план обычно включает перечень и последовательность основных вопросов и подвопросов. План может быть помещен в начале Вашего исследования или рубриковать его текст.

 В-третьих, изучение литературы и прежде всего оригинальных философских текстов. Это один из главных моментов всей работы. В ходе изучения литературы необходимо уметь выбрать, вычленить главное, понять аргументацию и способы доказательства. Рекомендуется вести краткую запись прочитываемого. После завершения работы по изучению литературы необходимо проанализировать и систематизировать весь материал, еще раз уточнить план темы.

В-четвертых, письменное оформление контрольной работы. В отношение организации отчетного материала контрольная работа, как и любое академическое исследование, обычно состоит из трех частей.

Первая часть вводная (краткое введение), в которой излагается теоретико-познавательное и практическое значение темы. Вторая (основная) часть — изложение существа темы (вопроса). Она может состоять из нескольких подвопросов. Третья часть — заключение и общие выводы. В выводах кратко, в нескольких предложениях излагается результат рассмотрения вопроса и практические рекомендации.

В конце изложения темы приводится список основной использованной литературы, с указанием автора, наименования работы, издательства, года издания и конкретных страниц.

При написании контрольной работы студент должен показать глубокое знание избранной темы, умение освещать теоретические вопросы в тесной связи с логикой исторического процесса. В работе следует уделить внимание и показать различные подходы к анализу и трактовке рассматриваемых проблем.

Таким образом, от студента требуется проявить способность в отборе необходимого материала, относящегося к теме контрольной работы, умение убедительно обосновывать, аргументировать рассматриваемые положения; излагать материал в логической последовательности, грамотно в философском и литературном отношении, не допускать грамматических, синтаксических и стилистических ошибок; делать четкие выводы и обобщения.

Изложение должно носить творческий характер. Не следует заниматься переписыванием учебника или иного пособия, скачиванием из интернета. Не следует перегружать работу цитатами. Но если приводится цитата, то ее необходимо приводить точно, дословно, брать в кавычки и указывать источник, из которого она взята.

Контрольная работа оценивается до 20 баллов лично преподавателем. Если контрольная работа не будет достаточно оценена, преподавателем будут даны рекомендации по ее улучшению.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИпри ДО

1. Исторические формы и типы философии.

2. Основные этапы становления и развития философии.

3. Философия как специфический вид знания. Структура философского знания. Вера и знание.

4. Основные проблемы и отрасли философского знания.

5. Понятие диалектики. Диалектика бытия.

6. Философское осмысление проблемы насилия и ненасилия.

7. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.

8. Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерий истины.

9. Личность: проблема свободы и ответственности.

10. Личность и проблема ценностных ориентаций.

11. Человек и природа. Глобальные проблемы современности.

12. Смысл человеческого бытия. Философия и психология труда.

13. Народонаселение как объективное условие функционирования и развития общества. Демографические проблемы современности.

14. Философский принцип всеобщей связи. Связь и закономерность, динамические и статические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

15. Проблема движения и ее философское осмысление.

16. Философский принцип развития. Идея развития и принцип историзма.

17. Особенности развития социальных систем. Направленность и преемственность в развитии.

18. Бытие человека в мире и духовный мир человека.

19. Философия науки. Наука и техника.

20. Философские размышления о человеке: история и теория вопроса.

21. Общество и его структура. Личность и общество.

22. Философия искусства. Красота в жизни человека.

23. Проблема человека в философии.

24. Наука и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

25. Осовные этапы становления и развития  античной философии.

26. Философия Древнего Востока.

27. Духовное бытие, его индивидуальные и общественные формы. Понятие субъективной реальности.

28. Учение о бытии. Понятие объективной реальности.

29. Современные религиозные картины мира и место человека в них.

30. Научные революции и смены типов рациональности.

31. Сознание, самосознание и личность.

32. Познание как особый творческий вид деятельности человека. Рациональное и иррациональное в познании.

33. Аксиологические проблемы в философии.

34. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы.

35. Место человека в универсуме и проблема внеземных цивилизаций.

36. Философия в России.

37. Россия в поисках новых ценностей.

38. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

39. Человек в системе социальных связей. Личность, собственность и справедливость.

40. Средневековая философия как этап.

41. Философия эпохи Возрождения.

42. Философия Нового времени.

43. Современные философские картины мира и место человека в них.

44. Современная зарубежная философия: основные направления и черты.

45. Постмодернизм в философии.

46. Философия права. Свобода личности и юридическое равноправие людей.

47. Философия и религия. Религиозные ценности. Свобода совести.

48. Государство и гражданское общество: единство и различие.

49. Философское осмысление виртуальной реальности и будущее цивилизации.

50. Современная версия научной картины мира и место человека в ней.

51. Философия морали. Нравственные ценности.

Таким образом, к началу мая-месяца 2013 года все указанные работы должны быть выполнены. Выполнение контрольной работы с получением положительной оценки  (11-20 баллов) обязательно!

Оценки

Студенты, успешно выполнившие учебный план по дисциплине философия до 30 апреля 2013 г. и набравшие:

  • 61 -  70 баллов - получают оценку "удовлетворительно";
  • 71 -  90 баллов - получают оценку "хорошо";
  • 91 - 100 баллов - получают оценку "отлично".

УСПЕХОВ!

 

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21