6. Преимущества первого хода

Формирование эффективной рыночной стратегии гигантов связано с использованием преимуществ первого хода. Эта стратегия основана на следующей закономерности: переход отрасли в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности труда.

Факторы олигополизации: 

1. Экономия от масштабов производства. Толчок к прогрессивному преобразованию отрасли обычно даёт резкое увеличение оптимального размера фирмы, связанное с изобретением какой-либо новой технологии или продукта.

2. Постоянная загруженность производственных мощностей. Крупные предприятия с их высокопроизводительным и, что особенно важно, дорогостоящим оборудованием только тогда эффективны, когда их производственные мощности не простаивают. Продукция фирмы должна иметь устойчивый рынок. Следовательно, предприятию необходима обширная снабженческая и сбытовая сеть, мощные управленческие структуры, проектно-конструкторские подразделения и т.д. Выдержать связанные с этим огромные расходы могут лишь очень большие фирмы.

Таким образом, значительная часть экономии от масштаба производства возникает не на уровне отдельной технологической установки или завода, а на уровне всей фирмы в целом. Как правило, не фирмы-олигополисты изобретают новые продукты и технологии. Но именно они строят на базе этих технологий гигантские заводы и обеспечивают их эффективную эксплуатацию, добиваясь тем самым существенного снижения затрат.

Для достижения успеха на рынке крупная фирма должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трёх направлениях:

1. Создание крупного производства.

2. Создание общенациональной (а затем и интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети.

3. Создание дееспособного управленческого аппарата.

Компания, которой удаётся первой в своей отрасли решить эти задачи, надолго приобретает своеобразную фору в борьбе с конкурентами, т.е. реализует преимущество первого хода. 

Последнее изменение: среда, 13 мая 2020, 13:32