В широком смысле слова рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ, услуг) покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.(1)

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности предприятия (операционной, инвестиционной, финансовой). Она более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно разделить на три группы, характеризующие:

· окупаемость затрат в основной (операционной) и инвестиционной деятельности;

· рентабельность продаж;

· доходность капитала предприятия, используемого в операционном и инвестиционном процессе.

Рентабельность производственной деятельности рассчитывается путем отношения прибыли от реализации продукции к сумме по реализованной продукции.

Этот показатель свидетельствует о том, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

Рассчитывают также доходность продаж, как отношение прибыли к выручке от продажи продукции, которая показывает размер прибыли с 1 рубля проданной продукции.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения. После чего изучают факторы, их определяющие.

Уровень рентабельности производственной деятельности, определенный в целом по предприятию зависит от факторов:

· изменения структуры реализованной продукции,

· уровня себестоимости продукции,

· средней цены реализации.

Расчеты по определению степени влияния факторов на уровень рентабельности производят по каждому виду продукции, что позволяет оценить более точно работу предприятия и более полно выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21