5.3Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения продовольствием и входит в число основных приоритетов экономики. АПК представляет сложную биоэкономическую производственную систему. Ее центральное звено - сельскохозяй ственное производство, главными ресурсами которого наряду с орудиями труда и трудовыми ресурсами являются земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал. Поэтому при прогнозировании и планировании развития АПК следует исходить из взаимодействия экономических и естественно-биологических процессов .  Формирование АПК базируется на агропромышленной интеграции Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье .    Региональные органы управления АПК решают проблемы развития в рамках своей территории, особая роль в управлении принадлежит экономическому прогнозированию. Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт .   Продукция поступает потребителю главным образом через сферу обращения: государственную и кооперативную торговлю, систему общественного питания, колхозный рынок. Часть продукции, минуя сферу обращения, потребляется непосредственно семьями, ведущими личное подсобное хозяйство. Прогнозирование и планирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции.  Выделены следующие подкомплексы:  зернопродуктовый,  картофелепродуктовый, мясной, молочный и др. В действующей практике прогнозирования и планирования развития  АПК широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы. .  С учетом особенностей сельскохозяйственного производства особое место принадлежит методам экспертных оценок. Формы и методы прогнозирования и планирования государственных закупок зависят от экономических условий.

 В годы Гражданской войны и иностранной интервенции они осуществлялись в форме продразверстки, т.е. у крестьян изымались все излишки произведенной ими продукции. В 1921-1923 гг. был установлен продналог с предоставлением крестьянам права свободно распоряжаться излишками продукции после выплаты налогов. В 1924-1927 гг. государственные закупки осуществлялись на основе свободной купли продажи продукции на рынке. В 1928-1931 гг. действовала система договоров (контрактаций) между государством и крестьянскими хозяйствами. При этом государство под контрактуемую продукцию выдавало денежные авансы, хозяйства должны были продавать контрактуемые продукты в установленные сроки. В 1929-1958 гг. были введены обязательные поставки основных видов продукции в установленные сроки. В этот же период применялась натуральная форма оплаты труда работников МТС. В 1958-1965 гг. действовала единая форма государственной закупки по ценам, дифференцированным по зонам, т.е. твердый план на один год. В период 1965-1980 гг. при планировании разрабатывался твердый план на все годы пятилетки и устанавливались объемы сверхплановой продажи. Возникла проблема напряженности и надежности планов различных предприятий. С 1980 г. планы продажи сельскохозяйственной продукции предприятиями государству формировались в единстве с планами выделения предприятиям материально-технических и финансовых ресурсов, так как во многих случаях обеспеченность ими планов не превышала 70%. Планирование закупок на 1981-1991 гг. проводилось по измененной схеме. Для хозяйства вводится единый план государственных закупок на пять лет с разбивкой по годам. С этого времени начала формироваться единая система планирования АПК. До районов и хозяйств по-прежнему в различных формах доводились твердые планы закупок сельскохозяйственной продукции вначале в виде госзаказа, а затем госзаказа и продналога. Однако доведение объемов закупок на различных уровнях планирования было разнонапряженным.

 С 1985 г. широко применяется нормативно-ресурсный метод планирования. Однако опыт использования данной методики показал, что при формировании контрольных цифр, особенно на уровне район хозяйство, сохраняется жесткая централизация доведения планов. В последующем в эту методику были внесены коррективы. Государственный заказ стал формироваться на добровольных условиях. Такой демократический подход теоретически позволял заключать объективные договоры колхозов и совхозов на контрактацию сельскохозяйственной продукции с заготовительными организациями. Вместе с тем уже в 1989 г. выявилось, что многие хозяйства резко занижают объемы продажи продукции государству или отказываются от заключения контрактов. Это в значительной степени объяснялось несовершенными ценами на нее и инфляционными процессами. Мировой опыт показывает, что государство должно выступать основным гарантом соблюдения любой системы экономического регулирования, центральным звеном которого в АПК являются закупки сельскохозяйственной продукции. Объем и ассортимент поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции определяются исходя из необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения республики. Заказ формируется Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли. При формировании заказа учитывается необходимость создания в требуемом объеме постоянного ежегодного обновляемого государственного резерва зерна и хлебопродуктов. Предусматривается расширение закупок маслосемян с целью создания собственной сырьевой базы по выработке растительного масла сахарной свеклы – для обеспечения минимальной государственной безопасности в снабжении населения сахаром продовольственной пшеницы – с целью сокращения импорта зерна. Размещение заказов на поставку (закупку) товаров для государственных нужд осуществляется министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в соответствии с Положением о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров за счет средств республиканского бюджета. В развитых странах основой регулирования аграрного рынка являются хорошо организованные государственные закупки сельскохозяйственной продукции, а также ее реализация. Можно утверждать, что в чистом виде концепции свободного аграрного рынка не существует. В мире уже сформировались основные принципы регулирования аграрного рынка: гарантированные цены, стимулирование потребления продукции собственного производства, обеспечение равновесия спроса и предложения. К тому же в ряде стран существует жесткий правительственный контроль над ценами. В сложный период формирования рыночных производственных отношений  важен опыт других стран, особенно ЕС, по функционированию рынков сельскохозяйственной продукции и формированию государственных продовольственных фондов. Опыт ЕС показывает, что государственные закупки продукции и ее реализация являются основой регулирования аграрного рынка. Регулирование цен на этом рынке начато с 1964 г., когда был сформирован единый рынок зерна. Контракты, как правило заключаются на длительный срок. С 1968 г. в ЕС гарантируется определенный объем закупок сельскохозяйственной продукции по минимальным ценам (ценам поддержки). Для обеспечения гибкости рынка предусматривается увеличение цены от 2 до 40% для продажи за пределы района производства (цены вмешательства). Квоты на производство и реализацию продукции по гарантированным ценам устанавливаются на зерно, молоко, рапс, сахар, хлопок, подсолнечник, твердую пшеницу и др. Закупочные организации в пределах квот закупают продукцию по высокой цене, а сверх квот – по низкой. На уровне ЕС квотируется 35% всего валового производства продукции. Кроме того, для отдельных районов, где образовался дефицит какой либо продукции, устанавливаются целевые цены. Для экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС выделяются специальные субсидии. Долговременной гарантией государства перед производителями сельскохозяйственной продукции являются научно обоснованные квоты. Квотирование в странах – членах ЕС является основной составляющей государственного регулирования, которое включает поддержку доходов товаропроизводителей; содействие развитию аграрного рынка; косвенное влияние на развитие АПК через другие отрасли народного хозяйства и др

 В прогнозировании материально-технического обеспечения и развития обслуживающих предприятий и отраслей используются самые различные методы.

Рациональный состав машинно-тракторного и автомобильного парка может быть обоснован с использованием общеизвестных расчетно-конструктивных приемов и путем постановки и решения экономико-математических задач. На основе решения таких задач можно разработать нормативную потребность в сельскохозяйственной технике типичных предприятий различных организационных форм хозяйствования. Нормативная потребность предприятий может стать основой для разработки зональных нормативов, необходимых для объективного прогнозирования перспективной потребности в материально-технических ресурсах. В прошлом достаточно полно была отработана система моделей материально-технического обеспечения для централизованного планирования. Его положительный опыт следует внедрить в формирующуюся индикативную систему прогнозирования материально-технического обеспечения. Вместе с тем в материально-техническом обеспечении применяются и специфические модели и теории: модели управления запасами и теория массового обслуживания.

 В условиях изменяющейся рыночной ситуации крайне важны резервы различных фондов, значимость которых увеличивается в спонтанных ситуациях. На народно-хозяйственном уровне резервы можно формировать в виде производственных мощностей и в виде материальных ресурсов. Задача обоснования резервов тесно связана с задачей перспективного прогнозирования развития материально-технической базы и транспортной сети субъектов хозяйствования Республики. Наряду с резервами необходимы и материальные запасы, которые на любом уровне организации обеспечивают непрерывность и ритмичность процесса производства. Материальные запасы могут формироваться у предприятий-изготовителей, на складах снабженческо-сбытовых организаций, на подвижном составе транспортных организаций, складах предприятий, которые потребляют данный вид продукции. Товарные запасы включают продукцию на складах предприятий-изготовителей, в пути и на складах посреднических, снабженческо-сбытовых организаций. Производственные запасы это запасы на складах предприятий-потребителей. Принято считать, что производственные  и товарные запасы вместе составляют совокупный общественный запас. Планирование материальных запасов на любом уровне должно отвечать следующим условиям: объем запасов должен обеспечивать ритмичность и непрерывность производственного процесса, а также быть минимальным с целью сокращения затрат на хранение, строительство складских помещений. Все запасы условно можно разделить на текущие и страховые. Текущие запасы изменяются от максимального уровня до минимального (нуля). Для определения размера страховых запасов используют различные авторские модели, методы и формулы (М.М. Мельника, 0. Ланге, Б.Л. Геронимуса).

Сельскохозяйственная продукция производится на предприятиях различных организационных форм. Здесь она может храниться, сортироваться и готовиться к переработке, вместе с тем могут быть и специализированные предприятия хранения. Дальше продукция транспортируется на перерабатывающие предприятия, где производится разгрузка, хранение, сортировка, переработка, фасовка; отсюда осуществляется транспортировка в торговые предприятия. На самих же предприятиях торговли производится реализация послепродажная упаковка и доставка. Все виды перечисленных технологически и организационных операций должны прогнозироваться и планироваться. При этом используются различные приемы и методы. Но надо отметить, что пищевые перерабатывающие предприятия имеют некоторую специфику планирования. Пищевая перерабатывающая промышленность занимает важное место в системе АПК. Сельскохозяйственное производство обеспечивает эту промышленность сырьевыми ресурсами, то есть по существу, имеется жесткая технологическая связь между сферами 2 и 3 АПК. В зависимости от вида используемого сырья и особенностей реализации конечной продукции сложились три группы отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности: первичной и вторичной переработки сельскохозяйственных ресурсов и добывающей пищевой промышленности. В первую группу входят отрасли, которые перерабатывают малотранспортабельную сельскохозяйственную продукцию (крахмалопаточная, плодоовощеконсервная, спиртовая и др.), ‑­ во вторую – отрасли использующие сельскохозяйственное сырьё, которое прошло первичную переработку (хлебопекарная, кондитерская, пищеконцетратная, производство сахара рафинада и др.). К третьей группе относятся соленая и рыбная отрасли. Предприятия первой группы располагаются ближе к районам производства сельскохозяйственное продукции, здесь производство носит сезонный характер. Предприятия второй группы тяготеют, как правила, к районам потребления этой продукции; они работают ритмично на протяжении всего года. Наряду с общими особенностями предприятия всех трех групп имеют свои внутренние, обусловленные номенклатурой выпускаемой продукции, в используемых технических средствах, технологиях, организации труда и производства и др. Важным исходным началом прогнозирования этих отраслей является учет внешних и внутренних особенностей, специфики каждой отрасли промышленности. В состав пищевых и перерабатывающих отраслей АПК входят зерноперерабатывающая, хлебопекарная и макаронная, сахарная, маложирная, кондитерская, плодоовощная, пищеконцетратная и др. В торговле при ее прогнозировании используются те же методы, что и в других отраслях народного хозяйства. Перспективными являются создание рыночных структур в виде сети оптовых продовольственных рынков, совершенствование фирменной торговли, а также создание широкой информационной сети. Оптовая торговля позволяет сократить количество посредников при доведении продукции от товаропроизводителя до потребителя, создать альтернативные каналы реализации, точнее прогнозировать потребительский спрос и предложение. В большинстве случаев план экономического и социального развития торгового предприятия состоит в основном из пяти разделов: розничный и оптовый товарооборот и товарное обеспечение; финансовый план; развитие материально-технической базы; социально развитие коллективов; план по труду. Планы могут разрабатываться в виде долгосрочных – до 10 лет, среднесрочных – от трех до пяти лет, текущих – до одного месяца. В основе планирования – товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров. Умножением объема ожидаемого товарооборота за текущий год на прогнозируемый темп роста продажи рассчитывают возможный товарооборот в прогнозируемом периоде. Необходимые товарные ресурсы состоят из ожидаемого товарооборота и товарных запасов. Товарные запасы могут измеряться в натуральном и денежном выражении или в днях оборота. Товарные запасы обычно планируют на основе экстраполяции данных по четвертому кварталу за ряд лет.

Товарное обеспечение определяют путем сравнения потребности в необходимых товарных ресурсах и их источников. Необходимые товарные ресурсы рассчитывают как сумму товарооборота, вероятного прироста товарных запасов за минусом естественной убыли товаров и их уценки. Финансовый план торгового предприятия включает кассовый план, кредитный план и сметы доходов и расходов. Кассовый план составляю по квартально, в кредитном плане определяют потребность в различных видах ‑­ кредита, в смете доходов и расходов – по статьям доходы и поступления денежных средств, расходы и отчисления средств. Объектами планирования материально-технической базы является торговая сеть, техническое оснащение, складское хозяйство, то есть планируются общая потребность в торговой площади, торговых предприятиях, их размещение и специализация, потребность в механизмах и оборудовании, необходимые складские емкости. Показатели социального развития коллектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условий труда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий, развития общественной активности.

Достаточно сложным разделом является план по труду. Необходимо подчеркнуть, что в торговле результатом труда выступает не продукт, а услуга, здесь преобладают затраты живого труда в связи с затруднением механизации большинства трудоемких процессов.

Последнее изменение: среда, 28 января 2015, 09:32