Текст лекции

Тема 3.1. Страны Западной Европы в XVIXVII вв. (Новое время)

 

1.     Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

2.     Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

3.     Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

4.     Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

 

1.     Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

В XVIXVII вв. в Европе складываются условия для модернизации – перехода от традиционного общества к индустриальному. (Под традиционным принято понимать общество, стремящееся к сохранению существующих порядков, сохранение традиций в нем преобладает над развитием. Его характерные черты – аграрная экономика, стабильность структуры, сословная организация, низкая мобильность). Однако в указанное время этот процесс был еще мало заметен, хотя его предпосылки складывались еще с конца XIVXV вв. Этими предпосылками стали феномены Возрождения, а позднее – Реформации.

Эпоха Возрождения началась в Италии в XIVXV вв. Само слово «Возрождение» понималось тогда как возрождение интереса и достижений античности, в первую очередь – в сфере искусства. Конечно, это не было буквальным повторением, создавались совершенно новые произведения искусства, но в них их авторы стремились показать человека, как и мастера Древней Греции, в совершенстве его физических и духовных сил. Интерес к человеку в рамках эпохи Возрождения был назван гуманизмом, а деятели этого направления – гуманистами. Конечно, итальянские художники и скульпторы (Микеланджело, Рафаэль, и др.) еще не отказались полностью от традиций средневекового искусства, их работы, как правило, создавались на библейские сюжеты, но они вносили в них указанное выше новое содержание. (Другой пример – поэт раннего Возрождения Данте создал произведение на тему путешествия в ад). Начинают создаваться и произведения на светские сюжеты – например, портреты реальных людей («Джоконда» Леонардо да Винчи).

Такой подход к человеку был не случаен. Зарождающаяся в богатых купеческих городах Северной Италии буржуазия все меньше верила в Бога, все больше стремилась получить радостей в этой, а не загробной жизни. Люди стали стремиться радоваться жизни, развиваться физически и умственно (не духовно!), изучать природу для ее использования в своих интересах. Богатые люди часто становились заказчиками произведений искусства – например, богатейший флорентийский банкир Лоренцо Медичи. В XVI в. эти идеи распространяются на другие страны - Германию, Голландию, в меньшей степени Испанию. Например, в Германии в это время работал великий художник Дюрер, после изобретения книгопечатания (его изобрел в 1445 г. в Германии Иоганн Гутенберг), прославившийся изготовлением выразительных гравюр.

У прославления человека гуманистами была и оборотная сторона. Вера в человека и его возможности привела к настроениям вседозволенности, стремлению в буквальном смысле слова «брать от жизни все», не считаясь с интересами и даже жизнями других людей. Та же семья Медичи во Флоренции не гнушалась никакими средствами, вплоть до убийств, для поддержания своего влияния. Важно также отметить, что идеи Возрождения подрывали веру в Бога и влияние католической церкви. Хотя гуманисты не выступали прямо против религии, но они стали подвергать критике некоторые стороны христианского вероучения и отдельные части Библии, считая их вымышленными чудесами. Интересно, что сами писатели-гуманисты (Томас Мор, Эразм Роттердамский) в своих произведениях описывали чудесное будущее человечества, когда оно будет полностью счастливо, хотя и не указывали, как этого достичь. Особенно характерна в этом смысле «Утопия» Томаса Мора. Тем не менее, католическая церковь первоначально не боролась с идеями Возрождения. Во-первых, сама церковь была заказчиком многих произведений на библейские сюжеты, а во-вторых, сами высшие католические иерархи были такими же «людьми эпохи Возрождения» с их отрицательными сторонами – при избрании римских пап убийства совершались не реже, чем в борьбе между знатными семействами.

Еще более серьезные изменения в мировоззрении европейцев принесла Реформация – движение за реформу церкви. Его причиной также было недовольство буржуазии католицизмом, не соответствовавшим взглядам буржуазии на жизнь. К тому же католическая церковь с ее обрядами и платой за них была слишком «дорогой». Низкие моральные качества самих священников только усиливали недовольство церковью, в том числе и в простом народе. Особенно сильным оно было в Германии, где почти треть всех земель принадлежала епископам и монастырям. В 1517 г. бывший монах Мартин Лютер открыто выступил против продажи индульгенций, а затем заявил, что церковь может существовать и без папы. Справиться с этой новой ересью церковь не сумела, так как не только простой народ, но и многие немецкие феодалы, недовольные богатством церкви, поддержали его. Так возникла новая протестантская (от слова «протест») церковь – лютеранство. В ходе Реформации в Германии в 1524 – 1525 гг. крестьяне также пытались выступить против феодалов во главе с Т. Мюнцером, но их движение было подавлено. 

Идея протестантов о ненужности священников как толкователей Библии, посредников между Богом и людьми, привела к все новым объяснениям библейских текстов и, соответственно, созданием новых направлений в самом протестанстве. Так, в Швейцарии Жан Кальвин создал кальвинизм, распространившийся также частично и во Франции. Сходным с ним было пуританство в Англии. Именно взгляды Кальвина наиболее ярко показывали, что буржуазия стремится фактически изобрести новую религию, «подстроить Бога под себя». Кальвин утверждал, что человек обязан трудиться, вплоть до накопления богатств, для чего также необходимы бережливость, умеренность, отказ от развлечений. Он выдвинул идею, что успех человека в земных делах – свидетельство покровительства Бога, а неудачники – те, от кого Бог отвернулся.

Католическая церковь боролась с протестантами, их казнили, сжигали на кострах. Кальвинисты отвечали тем же. В XVI в. в Германии и Франции происходили настоящие религиозные войны, во имя Бога католики и протестанты убивали друг друга. В результате различные течения протестантизма утвердились в Англии, Дании, Швеции, Швейцарии, Голландии, некоторых государствах северной Германии. Частичный успех протестантов связан с тем, что ни в одной из стран Европы буржуазия еще не могла взять власть в свои руки, во многих из них она только зарождалась как новый класс общества. Только в Голландии в 1566 г. началась и в 1609 г. окончательно победила буржуазная революция, но маленькая Голландия не могла оказать значительного влияния на остальные страны Европы.    

 

2.     Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

К XV в. в связи с общим техническим прогрессом в Европе происходит развитие мореплавания. Появились такие приборы, как компас и астролябия, стали строить более вместительные корабли как с прямыми, так и косыми парусами – каравеллы.

Для развития торговли страны Европы нуждались в драгоценных металлах для чеканки монеты, но в Европе таких металлов было мало, к тому же они постоянно уходили на Восток на оплату дорогих предметов роскоши. Сама торговля с Востоком велась только через Венецию и Геную, которые завышали цены на восточные товары, иногда в 10 раз. Но с захватом турками в XV в. Ближнего Востока и Балканского п-ова и эта торговля сократилась. Поэтому европейцы стали искать другие пути в богатые страны Азии. Наиболее активно этим занимались находившиеся на самом западном берегу Европы, у Атлантического океана, Испания и Португалия. Португальцы совершали плавания на юг, вдоль западного берега Африки. В 1498 г. португалец Васко да Гама впервые обогнул Африку и вдоль ее восточного берега добрался до Индии. В свою очередь, несколько ранее, в 1492 г. находившийся на службе в Испании Христофор Колумб, отправившись на запад через Атлантический океан в поисках Индии (он предполагал, что Земля имеет форму шара), достиг берегов Америки. А в 1519 – 1522 гг. испанская экспедиция во главе с Магелланом впервые совершила кругосветное путешествие, окончательно доказавшее шарообразность Земли.

Однако и эти, и последующие географические открытия вовсе не были мирными научными экспедициями. Убедившись, что народы Америки, Азии и Африки уступают европейцам в военном отношении (у них не было огнестрельного оружия, уже изобретенного в Европе; индейцы Америки также не знали железа и не разводили лошадей), Испания и Португалия, а затем и другие страны, стали захватывать на новых берегах колонии. Оправданием служила необходимость распространять христианство среди язычников. Вероятно, многие европейцы в это верили, но с самого начала захват колоний сопровождался жестокостями. Испанцы уничтожили в Америке государства ацтеков и инков и завладели почти всей Южной и Центральной Америкой. Индейцев обращали в рабов, они вымирали от новых для них болезней, позднее в Америку стали завозить рабов-негров из Африки. Португальцы захватили часть побережья Индии и Молуккские и Зондские острова. Местных жителей заставляли выращивать нужные европейцам культуры, в первую очередь пряности. На этом этапе колонизации она почти ничего положительного заокеанским народам не принесла. В Европу действительно хлынул поток золота и серебра, но это привело к инфляции и подорожанию продуктов, хотя и создало условия для обогащения буржуазии и развития торговли и промышленности.

Географические открытия привели к развитию самой географии. Появляются новые карты Земли, в том числе голландца Меркатора, принципы которого до сих пор используются в картографии.  

 

3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

В период позднего феодализма (XVXVI вв.) и перехода к индустриальной цивилизации в странах Западной Европы происходят изменения и в государственном устройстве. Укрепившаяся королевская власть больше не нуждалась в поддержке сословий, на смену сословной монархии приходит абсолютизм – ничем не ограниченная власть монарха. Опираясь на чиновников, живших только за счет жалованья, и уже созданные постоянные наемные армии, король мало обращал внимания на отдельных непокорных феодалов, которые и сами все чаще шли служить в королевскую армию. Особенно сильной была королевская власть во Франции. Здесь при короле Людовике XIII, почти не занимавшемся государственными делами, фактически правил его министр кардинал Ришелье (1624 – 1642 гг.). Однако Ришелье стремился именно к усилению королевской власти. Он ни разу не созывал Генеральные штаты, подавил последние выступления феодалов, запретил дуэли между феодалами (дворянами), считая, что они могут сражаться только за короля. В результате при сыне Людовика XIII, Людовике XIV (1643 – 1715 гг.), власть короля действительно становится неограниченной. Сам Людовик говорил: «Государство – это я». Он тратил огромные деньги на балы и увеселения, на постройку нового дворца в Версале, ни перед кем не отчитываясь. Его двор был самым блестящим в Европе. Армия увеличилась до 500 тыс. человек, Франция вела войны с соседями, завершившиеся присоединением нескольких пограничных областей. Дворяне, занимавшие почти все важнейшие должности, были его опорой. Но огромные и часто непроизводительные затраты ухудшали положение крестьян – основных налогоплательщиков, взывали недовольство буржуазии. Сходная политика проводилась и в других странах Европы, в частности, в Англии.

В Новое время значительно изменилась система международных отношений в Европе. Испания, все еще владевшая огромными колониями, начинает приходить в упадок. Награбленные в колониях богатства уходили в экономически более развитые страны - Голландию, Англию и Францию, продававшие в Испанию свои товары. Франция вела войны с испанскими и австрийскими Габсбургами за расширение своих границ и за торговые пути. В 1648 г. завершилась Тридцатилетняя война, в которую были втянуты почти все страны Европы. Она закрепила раздробленность Германии на множество мелких государств, среди которых наиболее сильным являлась Австрия. Раздробленной оставалась и Италия. Венеция и Генуя, истощившие свои силы в борьбе с Турцией на Средиземном море, почти полностью утратили свою роль в мировой торговле после эпохи Великих географических открытий. На юго-востоке Европы Турция владела всем Балканским полуостровом и частью Венгрии. Завоевательная политика Турции угрожала Польше и Австрии, а также России (эти страны позднее периодически объединялись для борьбы с Турцией). В свою очередь, Франция, враждовавшая с Австрией, стала союзником Турции. На севере Европы наиболее сильной страной была Швеция, находившаяся в напряженных отношениях с соседями – Данией, Польшей и Россией. Значительное влияние имела Голландия с ее сильным флотом, но ее ресурсы уже становились недостаточны для ведения политики великой державы. Изменения касались и самой системы международных отношений. Если в средние века внешняя политика была почти личным делом короля и крупных феодалов, в Новое время появляется осознание того факта, что отношения с другими странами должны отвечать национальным интересам страны (что, разумеется, не исключало влияния на политику короля и верхушки правящего класса феодалов). Международные отношения принимают более регулярный характер – создаются постоянные посольства, чаще заключаются различные международные договоры.

 

4. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

Уже в XVXVI вв. развитие науки и техники становится намного быстрее и начинает приобретать характер революции. Стал применяться водяной двигатель, причем нижнебойное колесо сменилось верхнебойным. Водяной двигатель применяли в производстве бумаги, подъеме руды из шахт. Для выплавки металла с помощью водяного колеса создаются большие печи – домны. Совершенствуются токарные, шлифовальные, винторезные станки. Появляются механические часы. В военном деле применение пушек и ружей полностью изменяет тактику боя, приводит к быстрой замене рыцарских отрядов наемными армиями.

Помимо успехов географии, связанных с исследованиями новых земель, развиваются и другие науки. Был изобретен микроскоп, что имело большое значение для развития медицины. В области астрономии великое открытие совершил польский ученый Коперник, доказавший, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как считалось ранее. Итальянский ученый Галилей изобрел телескоп, что позволило подтвердить некоторые идеи Коперника. Были открыты новые звезды, спутники Юпитера, горы на Луне, пятна на Солнце.  

С XVI в. в Англии, а затем и в других странах начинают появляться капиталистические предприятия (мануфактуры), первоначально суконные, позднее – бумажные, лесопильные, мукомольные. Появление мануфактур приводит к социальным изменениям – зарождению новых общественных классов: буржуазии (обычно выходцы из купцов, иногда дворян) и наемных рабочих (выходцы из крестьян). Положение рабочих было тяжелым. В связи с огораживаниями ухудшилось положение крестьян. Появилось множество нищих, против которых принимались кровавые законы, чтобы вынудить их на любую работу. Для развития торговли создавались монопольные компании (Ост-Индская, Московская, Гвинейская). Происходили изменения в быту (в первую очередь у дворян, которые стали строить новые дома взамен феодальных замков).

В XVII в. все эти изменения привели к обострению ситуации в Англии. Король Карл I (1625 – 1649) проводил политику абсолютизма, подражая французскому двору, тратил огромные деньги, совершенно не считался с парламентом и в 1629 г. распустил его. Но буржуазия, купечество, новые дворяне уже чувствовали свою силу и не желали платить налоги, которые вводились без их одобрения. Рабочие и крестьяне также были недовольны своим положением. Это общее недовольство нашло выражение в создании пуританской церкви (разновидности кальвинизма).

В 1640 г. король вынужден был вновь созвать парламент, но почти сразу же снова распустил его. Начались массовые волнения, и король отменил свое решение. Парламент потребовал новых прав – ответственности министров перед парламентом и контроля над армией. Король считал эти требования незаконными и в 1642 г. уехал из Лондона и стал собирать верных ему дворян («кавалеров»). В стране началась гражданская война. В 1645 г. армия парламента одержала победу, король бежал в Шотландию, но был выдан парламенту. В 1648 г. он бежал, но был схвачен, предан суду и в 1649 г. казнен. В стране была установлена республика индепендентов (группа пуритан в парламенте, выступавших за отмену королевской власти и достаточно радикальные буржуазные преобразования). Всю власть захватила буржуазия и новые дворяне. Пуританские группировки левеллеров и диггеров, пытавшихся защищать интересы более бедных слоев населения, были разогнаны. Таким образом, революция отнюдь не была демократической. Более того, в 1653 г. полководец Кромвель разогнал парламент и установил свою диктатуру. В 1660 г. была восстановлена власть короля Карла II, ему наследовал Яков II, правивший до 1688 г. Однако их попытки восстановить абсолютизм привели к тому, что в 1688 г. парламент пригласил на трон голландского штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Новый король утвердил парламентский Билль о правах, лишавший короля контроля над парламентом, права сбора налогов и сбора войска без согласия парламента («славная революция»).

Английская буржуазная революция имела большое историческое значение. Впервые в одной из крупнейших стран Европы к власти пришла буржуазия. В самой Англии это привело к быстрому развитию промышленности и торговли, усилению флота и колониальной политики.

Постепенно буржуазные отношения и буржуазная идеология стали набирать силу и в других странах, прежде всего во Франции. Уже с 1720-х гг. здесь зарождается движение Просвещения. Его участниками были писатели-философы Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро, и др. В своих произведениях они выступали против крайностей абсолютизма, католической церкви, за защиту прав на частную собственность и личную свободу. Но они не призывали к революции, идеалом для большинства из них была так называемая «просвещенная монархия». Ряд европейских правителей, понимая, что по-старому управлять уже трудно и разделяя отдельные взгляды просветителей, использовала их идеи («просвещенный абсолютизм»). При этом в разных странах он отличался некоторыми особенностями.

В Пруссии король Фридрих II Великий переписывался с просветителями и покровительствовал им. Он ограничивал барщину и запрещал сгон крестьян с земли, поощрял развитие промышленности. Но его целью было в первую очередь создание мощной армии для ведения завоевательных войн.

В Австрии политику «просвещенного абсолютизма» проводили Мария-Терезия (1740 – 80) и Иосиф II 1780 – 90). Наемная армия была заменена рекрутской. Был введен всеобщий подоходный налог, крестьянам разрешили выкупать землю у помещиков, была ограничена барщина. Иосиф II отменил в Чехии крепостное право, закрыл часть монастырей и отобрал их земли, усилии власть правительства.

В самой Франции Людовик XVI тоже использовал некоторые идеи «просвещенного абсолютизма», но очень непоследовательно. В 1774 г. он назначил генеральным контролером финансов Тюрго, сторонника экономического учения физиократов. Он пытался разрешить свободу торговли хлебом и ограничить расточительность двора, но уже через два года отправлен в отставку. В 1787 г. его сменил Неккер, тоже сторонник ограничения лишних расходов. Король по его совету соглашался ввести налоги на дворян, но те были резко против.

В России политику «просвещенного абсолютизма» проводила немка Екатерина II (1762 – 1796). Она вела переписку с французскими просветителями, провела секуляризацию церковных земель, признавала тяжелое положение крепостных крестьян, пыталась использовать депутатов от разных сословий для выработки нового свода законов (Уложенная комиссия), укрепить государственную власть на местах. Однако, опасаясь противодействия дворян, реально она сделала очень мало, к тому же ей не угрожала буржуазная революция, чего могли опасаться другие европейские монархи.