2.3. Исследование внешней среды организации
На эффективность бизнеса любой организации кроме внутренней среды (факторов) существенное влияние оказывает внешняя среда организации. Под внешней средой организации понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы или организации, но оказывающее или способное оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующее принятия управленческих решений.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, которые необходимы для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе способность выживания. Однако ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде, поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы с внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести к негативным последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которое позволило бы поддержать её потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.
Факторы прямого воздействия:
1) Поставщики. Оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации. С позиции системного подхода организация представляет собой механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входа в организацию являются – поступление всех видов ресурсов для обеспечения её хозяйственной деятельности. Зависимость организации от поставщиков ресурсов из внешней среды – это один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операционную деятельность организации и успешность его деятельности. Наиболее важные ресурсы – сырье, материалы, капитал и трудовые ресурсы.
2) Потребители. Во многом определяют успешную деятельность организации. В качестве потребителей выступают граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Удовлетворение требований и конкретного спроса покупателей определяет цель и содержание бизнеса.
3) Конкуренты. Они являются внешним фактором. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену запросить. Они так же могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции), трудовые ресурсы, сырьё, материалы и право использовать определённые технологические нововведения.
Выделяют 5 основных сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли.
1. Угроза появления в отрасли новых конкурентов.
2. Способность покупателей добиваться снижения цен.
3. Способность, умение поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию.
4. Возможность появления на рынке заменителей продуктов и услуг организации.
5. Степень ожесточённости борьбы между существующими в отрасли конкурентами.
4) Законодательство и органы муниципального управления. Они влияют на работу организации. Например, трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывает налоговое законодательство, а так же влияют таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и др. Состояние законодательства характеризуется: степенью благоприятствия законодательства для деятельности организации и создание соответствующего нормативного обеспечения. Равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности. Возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками. Потребителями, конкурентами, партнёрами по бизнесу.
Факторы косвенного воздействия не действуют непосредственно на хозяйственную деятельность организации, но тем не менее их приходится учитывать при управлении организацией. К основным факторам среды косвенного воздействия относят:
1. Технология. Уровень технологии с учётом достижений научно – технического прогресса. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, расширяя возможности производства существующих товаров и создают условия для появления новых товаров, повышая тем самым эффективность производства (бизнеса). Вместе с тем технический и технологический прогресс сокращает сроки устаревания новых товаров на рынке, предоставляя требования к их новизне и качеству. Увеличение скорости изменения технологий зависит от образования населения и от числа учёных в данной отрасли. При проведении технологического анализа окружающей среды организация должна обращать внимание на следующие характеристики:
· новые открытия и изобретения – национальные и мировые
· совершенствование существующих товаров
· скорость передачи технологии
· скорость выхода продукции на рынок.
Примерами новых технологий, которые существенно отразились на деятельности организации и общества могут служить компьютерная, лазерная, микроволновая и полупроводниковая технологии, спутниковая связь, робототехника, генная инженерия и т.д.
2. Состояние экономики может влиять на деятельность организации как отрицательно, так и положительно. Руководство организации должно уметь предвидеть, как отразятся на организации изменения в состоянии экономики. Состояние мировой экономики тоже влияет на деятельность организации. Экономическая среда воздействует на деятельность организации в частности – покупательскую способность населения, стоимость используемых организацией ресурсов, возможность и условия получения капитала – государственный бюджет, процентная ставка кредита, инвестиционный климат, валютные курсы, курсы акций, ценных бумаг, спрос, предложение, цена товаров, условия и ставки налогов, арендной платы, пошлин и т.д.
3. Социально – культурные события. В их число входят – система ценностей общества (она определяет практику деятельности организации, её руководителей и персонала и указывает, что наиболее важно для организации, например, довольный потребитель). Соблюдение населением традиции – даёт возможность организации использовать в своих интересах положительный опыт организации и связать его с сегодняшними задачами. Большое значение имеют жизненные установки населения – в ряде случаев складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормативными и неизбежными спутниками деятельности организации, но возможны и противоположные установки, стереотипы поведения.
4. Политические события. Влияние политических событий проявляется в следующих направлениях. Они создают благоприятный фон для деятельности организации, способствуют увеличению инвестиций, определяют наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация. Они обуславливают отношение властей, в том числе местной администрации к частной и предпринимательской деятельности. Политические события определяют формирование и функционирование органов государственной власти групп влияния (могут представлять и отстаивать интересы организации).