8.1. Природа и основные виды мышления

8.1. Природа и основные виды мышления 
Ощущения и восприятия дают нам знание отдельных предметов и явлений реального мира. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичное и делать вывод, исходя из этого обобщения. Этот многоступенчатый процесс перехода от единичного к общему и наоборот осуществляется благодаря мышлению. Суть процесса заключается в порождении нового знания на основе отражения и преобразования человеком действительности.
Общая характеристика мышления

  Рис.1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (см. рис.1). Первым признаком мышления является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в способности выносить суждения о свойствах и характеристиках предметов, явлений путем анализа косвенной информации

Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающего нас мира и окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений.

Следующей важной характеристикой мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникающей в процессе практической деятельности или познания. Проблемная ситуация требует разрешения и, следовательно, требует мыслительной деятельности. 

Исключительно важная особенность мышления - это неразрывная связь с речью. Эта связь находит свое выражение в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является орудием мышления. Субъект гораздо лучше решает задачу, если формулирует ее вслух и рассуждает по ее решению также вслух. Тот факт, что мысль кодируется в речи, Л.С. Выготский выразил в формуле “мысль совершается в слове”. Вместе с тем, следует учитывать, что мышление и речь – это не одно и то же, это два разных психических процесса.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значительную роль в мыслительной деятельности. Кроме того, не вызывает сомнения значение гностических (познавательных) зон коры головного мозга, обеспечивающих функции мышления, а также участие центров речи (например, Гитцига, Брока, Вернике) в обеспечении мыслительного процесса. Мышление присутствует во всех видах познавательных психических процессов, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи, представлении – это своего рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. 

Основные виды мышления
Чаще всего мышление подразделяют на практическое и теоретическое, при этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное (рис.2). Кроме этого мышление делят на дискурсивное и интуитивное, продуктивное и репродуктивное.

Виды мышления

Рис.2. Виды мышления
Теоретическое мышление направлено на решение задач специфического содержания - чисто умственных, познавательных.

Практическое мышление направлено на решение специфических практических проблем и задач. Это конкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности. Особенность этих практических задач - их частный, а не всеобщий характер, ограниченность требованиями конкретной ситуации.

Понятийное мышление связано с определенными понятиями, суждениями, умозаключениями, что отражает его абстрактно-логический характер.

Образное мышление связано с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие изначальные образы преобразуются в новые, которые в результате позволяют найти решение интересующей задачи. И понятийное, и образное мышление находятся в постоянном взаимодействии.

Наглядно-образное мышление – вид мыслительного процесса, который осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, субъект привязан к действительности.

Наглядно-действенное мышление – заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Такой вид мышления широко представлен у людей, занятых созданием материальных продуктов.
Дискурсивное мышление (от лат. discursus – рассуждение) — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивному.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами. 

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга. Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Мышление позволяет не только упорядочивать, анализировать и синтезировать информацию, относить воспринимаемые факты к известным категориям, но и выходить за пределы непосредственно получаемой информации, делать выводы из воспринимаемых факторов и приходить к известным заключениям, даже не располагая непосредственными фактами и исходя из получаемой словесной информации. Мыслящий человек оказывается способным рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность. Таким образом, процесс мышления носит продуктивный характер. 

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление обеспечивает субъекту самостоятельное решение новых для него проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но играет важную роль в жизни человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний. Репродуктивное мышление связано с новизной проблем, встающих перед человеком.

Таким образом, мышление можно рассматривать по характеру, по степени развернутости, по степени новизны (рис.2). По характеру - как теоретическое и практическое. По степени развернутости - как дискурсивное и интуитивное. По степени новизны - как репродуктивное и продуктивное.