5.1. Виды организационных полномочий и их делегирование
Основным средством установления формальных взаимоотношений работников в организации и распределения между ними работы и ответственности является процесс делегирования задач и полномочий.
Делегирование - постановка задач перед кем-нибудь и одновременно наделение этого лица полномочиями для их решения.
Если какому-либо работнику делегируется выполнение определенных задач, организация должна предоставить ему необходимые для этого ресурсы. Поэтому вместе с задачами руководитель вынужден делегировать подчиненному и соответствующий объем полномочий.
Проблема делегирования связана с размерами организации.
В малых организациях предприниматель может сам выполнять все основные управленческие функции (например, это может быть автостоянка, закусочная, небольшая мастерская по ремонту отдельных узлов автомобилей и т.п.). Однако по мере роста организации часть своих задач руководитель вынужден передавать подчиненным. поскольку для выполнения этих задач необходимые ресурсы, то вместе с задачами руководитель делегирует и часть своих полномочий.
Полномочия - это совокупность предоставленных прав самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять иные действия в интересах организации;
Наделение подразделения или работника обязанностями и правами должно четко фиксироваться на основе:
издания приказа;
утверждения соответствующего положения о подразделении;
внесения изменений в должностную инструкцию и т.п.
Различают два основных вида организационных полномочий: линейные и функциональные.
Линейные полномочия - это:
· право непосредственного единоличного командования;
· право принятия решений по всем вопросам, возникающим в подчиненном руководителю коллективе, в пределах, установленных организацией, законом или обычаем.
Руководитель, наделенный линейными полномочиями, называется линейным руководителем. Линейные полномочия позволяют реализовать на практике принцип единоначалия, который гласит, что у исполнителя должен быть только один начальник.
Возникновение функциональных полномочий вызвано усложнением управленческого труда, специализацией руководителей. В результате такой специализации сформировался управленческий аппарат (иногда называемый штабом).
Главное назначение аппарата управления: анализ информации; консультации линейных руководителей; разработка различных вариантов решений; экспертиза; контроль выполнения принятых решений и т.п.
Основные функции, выполняемые службами:
планирование; маркетинговые исследования; управление персоналом; документирование; решение юридических вопросов и Т.п.
Ответственность - обязательство работника выполнять задачи, соответствующие занимаемой должности и отвечать за результаты своей деятельности.
Следует различать ответственность руководителя (общая ответственность) и ответственность исполнителя (функциональная ответственность).
Ответственность исполнителя (функциональная ответственность) - это обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда.
Ответственность руководителя (общая ответственность) обязательство руководителя отвечать за выполнение задач и результаты труда подчиненных ему работников.
Руководитель, делегируя часть своих полномочий, не может вместе с ними передавать подчиненным и часть своей ответственности, Т.е. ответственность в отличие от полномочий не делегируется. В крупных организациях (например, на заводах по производству автомобилей, супермаркетах и т.п.) менеджеры высшего уровня управления очень часто не знают подчиненных им работников низших уровней, но тем не менее отвечают за их работу.