5.1.2. Профессиональная компетенция менеджера
Обычно выделяют три уровня управления: низший, средний,
высший.
Низший уровень управления - это бригадиры, начальники участков, групп. Они имеют в своем подчинении преимущественно рядовых работников (они должны уделять внимание выполнению повседневных задач).
Средний уровень - это руководители подразделений и функциональных служб, отделов организации, отвечающие за ход производственного процесса в подразделениях. (они должны способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты).
Высший уровень - это директор, его заместители (президенты компаний, председатели совета директоров), осуществляющие общее стратегическое управление организацией, они несут ответственность за деятельность организации в целом.
К профессиональной компетенции менеджера любого уровня предъявляются высокие требования, которые можно условно разделить на 2 группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу.
Они включают:
• наличие общих знаний в области управления предприятием;
• компетентность в вопросах технологии производства в отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
• владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
• принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
• наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или в их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
• умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
• умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках, в которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других.
Это:
- высокое чувство долга и преданности делу;
- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- умение четко выражать свои мысли и убеждать;
- уважительное отношение к людям, вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
- критически оценивать собственную деятельность.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:
• знание в совершенстве профессиональных и деловых качеств своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
• знание условий, целей и задач, связывающих предприятие и работников, формирование чувства гордости и преданности фирменной марке, защита интересов тех и других на справедливой основе;
• устранение «неспособных» С целью поддержания единства и щи- правильности функционирования фирмы.
Вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется в настоящее время большое внимание. Разработана модель менеджера, в которой приводятся основные необходимые ему качества и влияющие на них факторы. С учетом специфики отрасли, места расположения фирмы, в которой будет трудиться менеджер, характеристики могут уточняться, расширяться. Разработана модель менеджера, в которой приводятся основные необходимые ему качества и влияющие на них факторы. С учетом специфики отрасли, места расположения фирмы, в которой будет трудиться менеджер,