1.2. Понятие и содержание менеджмента
Понятие и содержание менеджмента
С переходом на рыночные отношения в нашей стране начали широко использоваться термины «менеджмент» и «менеджер», имеющий американское происхождение, они вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» - рука, отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми, (первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало - искусство управления лошадьми.)
Поэтому и в современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) группами, коллективами, организациями.
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами); к разным сферам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством) к органам управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Другими словами, появление термина «менеджмент» - это необходимое уточнение понятия «управление» применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка.
Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входящие в его определение положения.
Менеджмент применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, что означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребление рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, получение оптимальных результатов с меньшими затратами;
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программы в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для много вариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирм:
• в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском, страховом деле и др.;
• в любой сфере деятельности фирмы: производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:
1. Способ, манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умение и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
В «Словаре иностранных слов» «менеджмент» толкуется как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Субъектом данного процесса является менеджер.
Наиболее часто используемые подходы к сущности и содержанию менеджмента:
1.Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели (целей). Менеджмент создает экономическое и социальное развитие.
2.Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда.
3.Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.
4.Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и достигать цели, определяемое как искусство, знать, что и как сделать это самым лучшим менее затратным способом, является основой менеджмента. Таким искусством обязаны обладать менеджеры.
5. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления.
Далее рассмотрим виды менеджмента. Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач. К ним относится классификация менеджмента, которая различается по признаку объекта и по признаку содержания.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий (или генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный (или специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев.
Различают следующие виды функционального менеджмента: инновационный менеджмент; персональный менеджмент; менеджмент снабжения; производственный менеджмент; менеджмент маркетинга; менеджмент качества; финансовый менеджмент; международный менеджмент; экологический менеджмент.
В любой организации общий и функциональный менеджмент составляют целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют тип структуры организации.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.