11.3. Права потребителей при приобретении товаров надлежащего и ненад-лежащего качества
ФЗ «О защите прав потребителей» регламентирует права потребителей и обязанности продавцов продукции (работ, услуг).
В соответствии с законодательством покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору предъявить продавцу требования, установленные ст. 18 Закона. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя, если они не докажут, что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Потребитель вправе предъявить установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем в соответствии со ст. 5 Закона. Если гарантийный срок или срок годности не установлен, претензии могут быть предъявлены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет.
Законом о защите прав потребителей предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст. 23): уплата неустойки (пени) в размере 1 % за каждый день просрочки.
Потребителю предоставлено право обменять в течение 14 дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению (ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита (фасона, расцветки или комплектации)».
При возникновении споров между потребителем и продавцом в отношении причин возникших дефектов продавец обязан за свой счет провести экспертизу товара. Потребитель вправе оспорить заключение экспертов в суде.
Юридические отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом (ст. 1 п. 1 ФЗ «О защите прав потребителей"), Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом.
Юридическая ответственность возникает в связи с совершением правонарушения. Лицо, виновное в совершении правонарушения, может быть привлечено к юридической ответственности при одновременном выполнении следующих условий:
· наличие вреда;
· нарушение законодательства;
· существование причинной связи между противоправным поведением виновной стороны и наступавшим вредом потерпевшей стороны;
· наличие вины причинителя вреда.
В данном случае вред как условие юридической ответственности выражается в ухудшении здоровья, порче имущества, прямых и косвенных убытках, возникших в результате использования некачественного изделия.
Нарушением законодательства в области обеспечения качества является реализация продукции, фактические характеристики которой не соответствуют нормативным требованиям.
Моральный вред характеризует степень физических и нравственных страданий потерпевшего.
Величина морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущества иного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей».)