11. Нормообразующие факторы на транспортных работах.
Основными нормообразующими факторами на тракторно-транспортных работах являются:
- Состав транспортных средств(марка автомобиля, трактора, прицепа и их грузоподъемность ).
- Класс перевозимого груза.
- Группы дорог.
- Расстояние перевозки.
- Способ и средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
- Организация труда.
1.) По составу транспортные средства классифицируются на 3 группы. К 1ой группе отнесены: колёсные тракторы с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил.; бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения.
К 2ой группе отнесены: гусеничные тракторы с мощностью двигателя до 10 лошадиных сил, и колёсные от 80 до 10 лошадиных сил и автомобили специализированные: самосвалы; фургоны; автокраны; цистерны.
К 3ей группе отнесены: гусеничные и колёсные тракторы с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил и 130 лошадиных сил, и автомобили специальные по перевозке цемента, ядохимикатов и аммиачной воды.
Виды груза классифицируются на 4 класса, по степени использования номинальной грузоподъёмности автомобиля. Номинальная грузоподъёмность характеризуется коэффициентом использования грузоподъёмности.
Средний коэффициент использования грузоподъёмности |
Класс груза |
1 |
1 |
0,8 |
2 |
0,6 |
3 |
0,5 |
4 |
2.) Классы грузов при перевозке на тракторных прицепах и автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов.
Н-р: к первому классу грузов относятся – земля, зерно, вода.
К второму классу – зелень огородная в ящиках, корзинах.(без корзин , навалом, к 4му классу).
К третьему классу – жиры, масла животные в стеклянных банках и бутылках( а если в ящиках то к первому).
К четвёртому классу – зелень огородная навалом, изделия кондитерские мучные в коробках и ящиках.
3.) Все дороги подразделяются на 3 группы. К первой группе отнесены –дороги с усовершенствованным твёрдым покрытием(асфальтобетонные) , цементобетонные и гудронированные. К второй группе – дороги с твёрдым покрытием(щебёночные, гравийные и грунтовые улучшенные). К третей группе – дороги естественные грунтовые(поля после уборки пропашных и технических культур, дороги разбитые с глубокой колеёй, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу).
4.) Расстояние перевозки: чем длиннее расстояние, тем меньше норма выработки в тоннах.
5.) Погрузка и разгрузка транспортных средств производится механизированным, ручным или комбинированным способами.
6.) Под организацией труда понимаются режимы труда и отдыха, т.е. 6+1 или 5+2 с продолжительностью рабочей смены 6,67 часа или 8,0 часов. Норма выработки в неделю одинаковая, но в смену разная.