2.5. Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги (1872-1945). 

Значительное место в культуре занимают игровые концепции культуры. Хейзинга посвятил игре свой труд «Человек играющий». Основным лейтмотивом его работы стало утверждение, что игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру. В подтверждение данной идеи он анализирует самые глубокие пласты истории и культуры — игровые. По мнению ученого, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более, чем игрой. Потому Хейзинга не просто отождествляет игру и культуру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры. Именно в играх человечество выражало свое понимание жизни и мира. Все современные формы культуры также родились в игре. Так, культ вырастал из священной игры, музыка и танец были игрой. Да и современный человек постоянно «играет» свои социальные роли. Вытснение игры, по мнению Хейзинги, началось в 18 веке, когда духом общества начало владеть понятие пользы. Даже игра, традиционный культуросозидающий фактор, превратилась сегодня в суррогат игровой деятельности — в спорт, в научно-технически организованный азарт. Потеряла игра и свой общественный и общедоступный характер, ведь чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Сегодня же игра имеет намного больше зрителей, чем участников. Духовное напряжение культурной игры, по мнению Хейзинги, утратило даже искусство. Путь выхода из культурного кризиса Хейзинга видит распространении нового общесвенного духа, в возрождении в широком культурном сознании первозданной игровой природы.

Последнее изменение: среда, 21 ноября 2018, 11:42