В современных условиях при росте мирового дохода, увеличении дохода LDC и развитых стран одновременно увеличивается разрыв между бедными и богатыми странами. Как уменьшить этот разрыв, какова должна быть экономика развития?

Первый вариант решения проблемы наиболее простой и одновременно наиболее справедливый - перераспределение мирового дохода. Это положение можно сравнить с системой налогообложения более богатых граждан в пользу менее богатых в одной отдельной стране. Аргументом в пользу такого перераспределения доходов являются доводы LDC, что процветание богатых стран достигнуто во многом за счет использования дешевых сырьевых и людских ресурсов бедных. Хотя этот способ перераспределения используется в виде поставок продовольствия, дешевых кредитов, прямых денежных субсидий, однако он подвергается справедливой критике. Его можно сравнить с активной и пассивной политикой государства в отношении безработицы. Это не значит, что мировое сообщество должно полностью отказаться от такого рода помощи, однако важнее создать условия для собственного развития LDC.

Когда обсуждается проблема помощи и перераспределения доходов, часто вспоминают аналогию с «дырявым ведром» А. Оукена. Перераспределение доходов между государствами А. Оукен сравнивает с попыткой перенести воду в дырявом ведре. Часть воды не доходит до потребителя, и, хотя другая часть выполняет свою функцию, подсчет эффективности такого ношения воды сводится к отношению потерянной части к доставленной.

Противники предоставления помощи LDC считают, что она «развращает правительства этих стран», дает им возможность продолжать политику растраты ресурсов и не способствует ее изменению. В пользу этой точки зрения говорит и то, что программы помощи используются в большей степени элитой LDC. Такой трансферт может быть парадоксальным - средства бедного налогоплательщика развитых стран присваиваются богатыми жителями LDC.

Итак, способ перераспределения доходов между бедными и богатыми странами - не лучший для решения проблемы бедности и богатства в мире.

Другим способом для решения этой проблемы является создание условий для развития LDC.

Одним из таких условий является разрешение свободной миграции. Тогда жители бедных стран смогли бы уехать в поисках более высоких доходов в любую страну, что в конечном итоге привело бы к выравниванию доходов в мире. Тем не менее сегодня не существует законной свободной иммиграции в богатые страны. Противники ее говорят, и не без основания, что свобода в этой области выльется в поиски и требования лучших условий предоставления  вэлфера  (система  социального  обеспечения в США), бесплатного здравоохранения и образования. Кроме того, практика свободной иммиграции не только в странах Запада, но и в России (из стран ближнего зарубежья) демонстрирует сложность реализации этой проблемы, прежде всего из-за обострения противоречий между коренным и приезжим населением.

Наиболее важной и простой формой помощи LDC некоторые экономисты называют открытие доступа на рынки развитых стран.

«Торговля вместо помощи» - девиз противников предоставления помощи LDC. Экономическое развитие, базирующееся на торговле, по их мнению, значительно эффективнее, чем просто помощь. Выход на рынки развитых стран дает возможность LDC расширять объемы производства, в то время как просто помощь позволяет увеличивать объемы потребления без расширения производства.

Однако допуск LDC на рынки развитых стран встречает сопротивление со стороны последних. В мире действует принцип двойных стандартов относительно развитых и развивающихся стран. Претензии LDC сводятся к тому, что рынки для их сырьевых товаров находятся под контролем развитых стран, протекционизм которых препятствует их быстрому экономическому росту.

Итак, основным противоречием экономики развития является торможение прогресса или прямое ухудшение условий существования основной (при этом увеличивающейся) массы человечества за счет ускорения и роста благосостояния его абсолютного (и притом неуклонно сокращающегося) меньшинства. Это противоречие - главная характеристика современного человечества.

Многие экономисты, такие как Д. Стиглиц, обращают внимание на то, что для разрешения этого противоречия необходима корректировка рыночного характера технологического прогресса. Не случайно перспективные в технологическом отношении сферы бизнеса (например империя Б. Гейтса и др.) существуют лишь на ограниченной рыночной основе.

Немаловажную роль в этом должны сыграть международные экономические институты. В частности, при создании МВФ (Мировой валютный фонд) опирался на принцип, согласно которому мировая экономическая стабильность требует коллективных действий на глобальном уровне. Со временем деятельность МВФ, так же как и МБЭС (Мировой банк экономического сотрудничества), претерпела значительные изменения. 

Развитые страны должны реформировать международные институты (МВФ, МБЭС, ВТО), управляющие глобализацией, чтобы они работали не исключительно на богатые и промышленно развитые страны, а также на бедные и развивающиеся страны.

Для развивающихся стран важнее всего иметь эффективную государственность с сильной и независимой судебной властью, открытостью и прозрачностью, свободную от коррупции, которая душит эффективность общественного сектора и рост частного.

 


Last modified: Wednesday, 26 January 2022, 6:38 PM