Международная миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одного государства в другое на срок более одного года. Миграция рабочей силы может принимать форму эмиграции (выезда рабочей силы) и иммиграции (въезда). Причины миграции могут быть как экономическими, так и неэкономическими, однако наиболее важными из них в подавляющем большинстве случаев являются межстрановые различия в уровнях оплаты труда. Именно поиски более высокой  заработной  платы  заставляют людей отказываться от привычных условий жизни и идти на достаточно существенные  первоначальные  материальные и психологические затраты. Направления международной миграции постоянно изменяются вслед за изменением экономической ситуации в тех или иных регионах мира, однако основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими подушевыми доходами в страны с более высокими доходами. Основными центрами притяжения мигрантов являются в настоящее время США, Канада, страны Западной Европы, а также нефтедобывающие страны Ближнего Востока и новые индустриальные государства. Основной источник миграции - развивающиеся страны и бывшие социалистические государства.

Экономические последствия миграции рабочей силы многообразны и зависят от многих факторов, однако в целом принято рассматривать следующие их аспекты:

-        влияние миграции на рынок труда в стране эмиграции и иммиграции;

-        влияние миграции на государственные финансы;

-        побочные эффекты миграции.

Последствия международной миграции рабочей силы для государственных финансов неоднозначны. В стране эмиграции государственные финансы несут потери в связи с тем, что трудоспособное население, покинувшее страну, не выплачивает подоходные и прочие налоги. С другой стороны, сокращаются расходы бюджета за счет уменьшения трансфертных выплат. Однако в целом финансы страны эмиграции несут чистые потери, и это связано, в частности, с тем, что государство уже затратило существенные средства на получение общего и специального образования своих граждан и рассчитывало получать с них налоги по мере их вступления в активную трудовую жизнь. Но, находясь в трудоспособном возрасте, они работают и платят налоги в других странах. Поэтому не случайно во многих странах активной эмиграции раздаются требования ограничить ее размеры и ввести на лиц, выезжающих за рубеж, специальный налог, возмещающий затраты государства на предоставление эмигранту образования и прочих услуг.

Что касается страны иммиграции, то ее бюджет в целом выигрывает от иммиграции, поскольку иммигранты приезжают, уже получив образование за счет налогоплательщиков своей страны, и вступают в период активной выплаты налогов в принимающей стране. Хотя не следует забывать и о таких негативных для бюджета моментах, как рост выплат пособий по бедности, рост расходов на поддержание общественного порядка, перегрузка общественных школ и т. п.

Помимо этих основных последствий миграции можно выделить такие ее побочные эффекты, как сокращение безработицы в стране эмиграции и ее рост среди коренного населения в стране иммиграции, привнесения своего знания и опыта иностранными рабочими, с одной стороны, и повышение их квалификации во время работы за рубежом и последующее использование своего опыта при возвращении на родину.

Миграция рабочей силы порождает как экономические, так и социальные проблемы и поэтому не может не быть объектом достаточно жесткого государственного регулирования. Обычно такое регулирование осуществляется путем  принятия законов, ограничивающих въезд иностранцев, а также с помощью финансируемых государством программ, направленных либо на ограничение притока рабочей силы из-за рубежа, либо на стимулирование возвращения иммигрантов на родину. При этом большинство стран использует селективный подход к регулированию миграции, т. е. поощряет въезд в страну тех работников, чьи знания, навыки и умения нужны в данный момент (представители редких профессий, специалисты новых и перспективных отраслей, известные в мире специалисты, а также неквалифицированные работники для ряда отраслей), в то же время ограничивает въезд в страну работников других категорий. Для подобного ограничения используются такие подходы, как предъявление жестких требований к квалификации и стажу работы, к состоянию здоровья иммигрантов, количественное квотирование (количественное ограничение въезда в страну иммигрантов в целом, для отдельных отраслей и предприятий), установление временных ограничений (максимальных сроков пребывания иностранных работников на территории страны), установление географических приоритетов и т. п.

Помимо регулирования процесса иммиграции многие развитые страны осуществляют в настоящее время разнообразные программы, стимулирующие реэмиграцию. Они включают такие мероприятия, как оказание материальной помощи людям, желающим вернуться на родину, проведение программ профессионального обучения работников с тем, чтобы, получив более высокую квалификацию, они могли получить на родине более высокооплачиваемую работу, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции. Но, как правило, такие программы не отличаются высокой эффективностью в силу незаинтересованности в реэмиграции как самих работников, так и правительств стран, экспортирующих рабочую силу.


Last modified: Wednesday, 26 January 2022, 3:05 PM