Американский исследователь М. Портер предпринял попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм, чтобы ответить на вопрос: «Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных отраслях?»

В конце 80-х гг. XX в. М. Портер провел исследования в десяти крупнейших промышленных странах, на которые приходилась 1/2 мирового экспорта. Результаты исследований позволили ему разработать теорию международной конкурентоспособности наций, или теорию  международной конкуренции, согласно которой изменившиеся условия формирования конкурентных преимуществ устранили зависимость конкурентоспособности от преимущественного обладания страной теми или иными факторами производства. Она исследует взаимосвязь четырех главных параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировых рынках.

По мнению М. Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия спроса; близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

 Изменения этих условий и их соотношений между собой ведут к структурным изменениям в производственной программе и внешней торговле.

Острая конкуренция  на  внутреннем  рынке  стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков и изменению структуры экспорта. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственной поддержки. Вместе с тем та же конкуренция на внутреннем рынке разрешает активно искать внешний сбыт при условии достаточной конкурентоспособности товара.

Теория М. Портера признана официально, о чем свидетельствует тот факт, что ученый принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике экспорта национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.


Last modified: Wednesday, 26 January 2022, 2:20 PM