4. Чистая (совершенная конкуренция) и эффективность. Ограничения рынка совершенной конкуренции

Положение равновесия конкурентной фирмы в долговременном периоде характеризуется соотношением Р = АС = МС (рисунок 8).

 Рис 8                                         Рисунок 8

Следовательно:

1. Если Р = АС, то это означает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую  цену и производит максимальный объём, соответствующий её издержкам;

2. Если Р = МС, то ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей. Предприниматели, руководствуясь мотивом получения прибыли, будут производить каждый товар точно до той точки, в которой уравновешиваются цена и предельные издержки, т.е. каждый товар производится до точки, в которой издержки последней произведенной единицы равны издержкам альтернативных товаров, которыми пожертвовали.

Ограничения рынка совершенной конкуренции

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; распределение доходов, связанное с действиями чисто конкурентной рыночной системы, совершенно неравное и, следовательно, может вести к производству пустяков для богатых, отказывая в то же время бедным в удовлетворении их основных нужд;

б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; конкурентная система цен игнорирует важную группу товаров и услуг – национальную оборону, программы паводкового контроля и т.д., - которые могут принести и приносят удовлетворение потребителям, но не могут быть оценены или проданы посредством рыночной системы;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной  техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику, а также небольшой размер типичной конкурентной фирмы вызывают ряд вопросов относительно способности таких производителей финансировать значительные программы научных исследований;

г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов, - чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, например, монополистическая конкуренция и олигополия, порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. 

 

 

Last modified: Wednesday, 6 May 2020, 10:16 AM