2. Эффект замещения и эффект дохода. Товары Гиффена

 

Изменение цены блага приводит к изменению реального дохода потребителя (т.е. количества благ в натуральном выражении, которое он может приобрести на свой денежный доход) и, кроме того, изменяет относительные цены благ.

Непосредственно с этими изменениями связаны понятия эффекта замещения (замены) и эффекта дохода.

Эффект замещения: Снижение цены продукта означает, что он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам и потребитель будет стремиться заменить более дешёвым товаром другие товары, которые стали теперь относительно дороже. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве (в пределах возможного замещения).

• Допустим, гречневая и рисовая крупа равноценны с точки зрения потребителя. Снижение цен на рис приведёт к тому, что потребитель будет покупать его больше за счёт снижения объёмов покупки гречки, которая при прежних абсолютных ценах стала относительно дороже. Однако это никак не повлияет на объёмы покупки тетрадей, т.к. они не могут заменить никакой продукт питания, в том числе и рис с гречкой. 

Эффект дохода заключается в том, что если цена на товар падает, то покупательная способность (реальный доход) растёт, и это увеличение реального дохода проявится в росте объёма покупок разнообразных товаров.

 Снижение цены на рис приводит к тому, что потребитель может, за счёт роста реального дохода, расширить покупки не только замещающей рис гречки, но и других товаров, в том числе и тетрадей.

   Эффект замещения всегда однонаправлен, а направленность эффекта дохода зависит от категории товара. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода товары классифицируются следующим образом:

 Ÿ «нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода и наоборот): товары первой необходимости (темп изменения спроса меньше темпа роста дохода) и предметы роскоши (темп изменения спроса больше темпа роста дохода);

 Ÿ «низшие» товары (спрос увеличивается при снижении дохода и наоборот). В частности, товары Гиффена.

   Зависимость динамики изменений дохода и расходов потребителей по категории «нормальных» товаров исследована и описана Энгелем.

   Закон Энгеля  при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости в меньшей степени, чем увеличивается доход.

 

Структурно различия в эффекте замещения (замены) и эффекте дохода представлены Схемой 1.


                                                                                                            Схема 1

      ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ

____________ ___________________________________

к                       к

Изменение относительных цен                            Изменение реального дохода

 

 к                        к 

Покупатель увеличивает спрос                       Покупатель может как увеличить,

          на  относительно                                               так и уменьшить спрос в

      подешевевший товар                                    зависимости от категории товара

 

 к                       к 

 ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ                                             ЭФФЕКТ ДОХОДА

    Изменение объёма спроса,                                       Изменения объёма спроса

вызванное только изменением                                вызванное только изменением

 относительной цены товара,                                         реального дохода при

  при неизменном реальном                                        неизменных относительных

                  доходе                                                                               ценах

 

Парадокс Гиффена состоит в том, что на основе эффекта замещения кривая спроса на некоторые товары может иметь несвойственный ей положительный наклон. Такие товары получили название товаров Гиффена. Удельный вес этих товаров высок в системе потребления семьи с низкими доходами и рост цены на них приводит к замещению этими товарами более дорогих.

       • Если небогатая семья ежедневно ужинала недорогими макаронами низкого

качества, а по воскресеньям – высококачественными макаронами из пшеницы твёрдых сортов, то рост цены на низкокачественные макароны приведёт к тому, что денег на дорогие макароны уже не хватит и семья будет вынуждена покупать дешёвые макароны и для воскресного ужина.

 

Last modified: Wednesday, 29 April 2020, 8:18 PM