Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

            Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.   

            Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

            Расходное обязательство соответствующего публично- правового образования возникает когда:

  1. данное направление относится к вопросам федерального, регионального или местного значения;
  2. полномочия передаются с другого уровня власти.

            По правовому статусу расходные обязательства подразделяются на:

  1. относящиеся к компетенции данного уровня власти;
  2. полномочия, переданные публично-правовому образованию с другого уровня власти;
  3. полномочия, переданные на основе соглашения по предметам совместного ведения;
  4. возникшие вследствие заключения договоров и соглашений бюджетными учреждениями.

   Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств – используемый при составлении проекта бюджета перечень законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, на сновании которых осуществляются расходные обязательства с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения обязательств, включенных в реестр.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде бюджетных ассигнований.

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

  1. оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (обеспечение выполнения функций казенных учреждений; предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям; оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам и др.);
  2. социальное обеспечение населения (пенсии, пособия, компенсации, др. социальные выплаты и осуществление мер социальной поддержки населения);
  3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности);
  4. предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг);
  5. предоставление межбюджетных трансфертов;
  6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  7. обслуживание государственного (муниципального) долга;
  8. исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

            При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, для составления сметы казенными учреждениями, а также для определения объема субсидий бюджетным или автономным учреждением используется государственное (муниципальное) задание.

            Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  1. показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  2. порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания;
  3. требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на следующие сроки: 1) до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и 2) до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Государственные (муниципальные) услуги - государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 % утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджетные ассигнования данных резервных фондов используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Порядок  их использования устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

Резервный фонд субъекта Российской Федерации представляет собой часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности доходов бюджета субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходных обязательств.

В случае создания такого фонда порядок его формирования и использования устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Кроме запланированных, могут быть осуществлены расходы, не предусмотренные бюджетом.

Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение существующих или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись, то он должен содержать нормы, определяющие источники и порядок их исполнения.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых или увеличение бюджетных ассигнований может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Последнее изменение: пятница, 3 апреля 2015, 22:46