4 Проблема внешних эффектов

Вопрос о внешних эффектах, как об одной из причин фиаско рынка уже рассматривался в п.1 данной лекции, но он имеет различные аспекты, требующие специального изучения.

Товары, производимые на основе рыночной системы (товары индивидуального пользования) делимы,т.е. выступают в виде достаточно мелких единиц и подвержены принципу исключения, т.е. тот, кто желает платить равновесную цену за этот товар, тот его и приобретает. Однако существует определенная группа товаров и услуг, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Это товары государственные или общественные. Они неделимы, не могут быть проданы индивидуальному потребителю, и принцип исключения на них не распространяется.

Таким образом индивидуальные товары приносят выгоду от покупки, а общественные – выгоду от производства.

В экономике это называется проблемой «фрирайдера» и означает, что люди могут пользоваться выгодами некоторого продукта, не неся никаких издержек на его производство

Например – строительство и эксплуатация маяков.

Необходимость участия государства в производстве общественных товаров объясняет теорема Коуза ( автор – американский экономист Рональд Коуз ), которая впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году.

Теорема Коуза

Проблемы потенциальных внешних эффектов можно решить с помощью частных соглашений в тех случаях, когда:

а) чётко определены права собственности

б) число заинтересованных лиц невелико

в) стоимость сделки незначительна. 

Следствием этой теоремы является неизбежность участия государства в решении проблем обороноспособности, образования, развития фундаментальной науки и многих других, в том числе – и экологических.

 

Последнее изменение: понедельник, 23 ноября 2020, 18:19