1. Фиаско (провалы) рынка. Необходимость государственного вмешательства в экономику.

Одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, — стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т. е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессии; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию. 

Таким образом, политика по стабилизации экономического развития включает в себя три составных части:

 - антициклическую политику, (более подробно Лекция 6 Макроэкономика, часть 1)

 - политику по достижению и поддержанию полной занятости, (более подробно Лекция 5 Макроэкономика часть1 )

 - антиинфляционную политику (более подробно Лекция 4 Макроэкономика часть1 )

Когда речь идёт о несостоятельности рынка, прежде всего вовсе не подразумевается, в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям — таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.

“Провалы”(фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

 

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1. Несовершенство конкуренции (крайний случай - монополия и её социально – экономические последствия)

2 Внешние эффекты;

3. Производство общественных благ.

4. Несовершенная (асимметричная) информация.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы различными методами:

 - осуществляя антимонопольную политику,

 - осуществляя социальное страхование,

 - ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами

 - стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.

Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе:

 - развитие инфраструктуры,

 -дотации на школьное обучение,

 - пособия по безработице,

 - различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.

Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально.

Рассмотрим более подробно обозначенные типы неэффективных ситуаций.

1. Первая из них — монополия , которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективности. Есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это — функция властей, государства.

2. Вторая — наличие внешних факторов (экстерналий), или перелива ресурсов.

 Внешние эффекты, экстерналии — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.  Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

 

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.

Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.

Например, если предприятие по производству стирального порошка экономит на сооружениях, предотвращающих загрязнение окружающей среды, то рост его прибыли сопровождается снижением ЧЭБ ( см. Лекцию 2 Макроэкономика, часть 1)

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим

Например, в посёлке Караваево на внебюджетные средства, заработанные коллективом ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, построена станция обезжелезивания воды. Очевидно, что чистой водой теперь смогут пользоваться все жители Караваева, вне зависимости от их принадлежности к академии.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

В обоих случаях возникает очевидная проблема с низкой эффективностью распределения ресурсов.

Третье - неспособность обеспечить население  общественными благами — товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком:

 во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении,

во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления благ. Это относится к оборонным услугам, школьному образованию, созданию и применению законов и т.д.

 Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Рынок не может обеспечить все эти блага вследствие так называемой проблемы «безбилетника”, т.е. склонности потребителей уклоняться от участия в финансировании производства чисто общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие/ 

Четвертая ситуация несостоятельности рынка проявляется в том, что рыночное регулирование способно реализовать настолько глубокую дифференциацию богатства, что возникающая при этом проблема бедности становится неприемлемой в целом для общества. Но рыночное решение всегда оставляет кого-то «за бортом». Отдельный потребитель делает выбор на основе своей личной функции полезности, а общество делает выбор на основе социальной функции полезности, которая воплощает этику данного конкретного общества.

Этот выбор различен для разных обществ, но все они учитывают проблему бедности и осуществляют программы помощи.

Last modified: Monday, 10 March 2014, 9:40 PM