7 Проблема величины налоговых ставок. Кривая Лаффера

Вопрос о величине налоговых ставок – один из наиболее острых для экономики любой страны.

В Российской Федерации в 2000 г. были проведены исследования по вопросу «О влиянии налоговой нагрузки на деятельность предприятий: возможные изменения  и их ожидаемый эффект», в которых приняло участие 104 промышленных предприятия, расположенных в 41 регионе Российской Федерации. Исследования показали, что на снижение ставки налога на прибыль на 5 п.п. около 48% предприятий могли бы, по мнению руководителей, откликнуться увеличением объёма выпуска на 18%, прочие - более чем на 5%.

Аналогично(на 5 п.п.) снижение ставок по НДС (налог на добавленную стоимость) и по совокупным отчислениям во внебюджетные фонды обусловило бы ещё более выраженную реакцию: доля производителей, чей выпуск возрос бы в результате такой налоговой реформы, составила свыше 60%.

Исследования также показали наличие большой группы так называемых инертных предприятий, характеризующихся нулевой реакцией на налоговые поступления (около половины).

Несмотря на наличие большой инертной прослойки, в целом реакцию промышленных предприятий на изменение налоговых ставок можно считать вполне удовлетворительной. Но остается проблема наполняемости бюджета. Исследования показали, что небольшое снижение ставки налога на прибыль (при прочих равных условиях) должно привести к увеличению суммы отчислений государству. Однако чувствительность хозяйственной активности к изменению ставок налогообложения меньше, чем можно было бы ожидать, поскольку есть значительное число инертных предприятий, не реагирующих на пересмотр ставок. Наличие такой инертной группы примерно в 2 раза снижает позитивный импульс, который налоговая реформа могла бы придать росту объёмов выпуска и капиталовложений

Американский экономист А. Лаффер установил и показал с помощью графика зависимость доходов бюджета от налоговых ставок на прибыль и зарплату. Кривая Лаффера (рисунок 5) показывает, что существует оптимальный уровень налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются. В случаях, когда этот уровень выше или ниже оптимального, эффективность налогообложения падает.

r6

            Рисунок 5

На Рисунке 5 t – средний уровень налоговых ставок, Т - среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государству достигают максимума Т2.

Если уровень налоговых ставок равен t3, то такие низкие налоговые ставки приведут к активизации бизнеса, но общая сумма налоговых поступлений в бюджет будет невелика и соответствовать величине Т1. Если же уровень налоговых ставок равен t1, то такие завышенные ставки приведут как к снижению деловой активности, так и к стремлению действующих фирм уклониться от уплаты налогов и общая сумма налоговых поступлений будет также недостаточна и равна Т1.

Предположим, что налоговые ставки будут снижены с уровня t1 до t2. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики станет временное падение объема налоговых поступлений, но в долгосрочном периоде улучшатся условия инвестирования, вырастет производство, занятость, а вслед за этим - масса доходов, подлежащих налогообложению. Начнут расти и доходы государства от уровня Т1до уровня Т2.

Определить точно величину оптимальной ставки  для каждого налога чрезвычайно сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

- при очередном повышении налоговой ставки или увеличения числа налогов поступления в бюджет растут непропорционально медленно или вообще сокращаются;

- снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, снижается уровень и качество жизни домохозяйств;

- растет теневая экономика, одной из характерных черт которой является уклонение от уплаты налогов.

 

Last modified: Monday, 23 November 2020, 6:19 PM