4. Бюджетный дефицит и государственный долг

 Причины дефицита госбюджета: 

 1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

 2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

 3. Увеличение бюджетных расходов.

 4. Непоследовательная финансово-экономическая политика 

Меры по снижению бюджетного дефицита:

 1. Переход от финансирования к кредитованию.

 2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

 3. Снижение расходов на управление государством.

 4. Изменение системы налогообложения.

 5. Повышение роли местных бюджетов.

 Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1. Выпуск госзаймов,

2. Ужесточение налогообложения,

3. Производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

 В экономической теории рассматривается несколько основных подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи.

Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция.

 Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. 

Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

 Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.

 

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. 

Вывод: для достижения этой цели можно вводить любой дефицит. 

 Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

 Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

 Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам. 

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия:

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

 2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства. 

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны. 

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

 

Last modified: Monday, 28 February 2022, 12:48 PM