4. Налогово-бюджетная политика в ходе экономического цикла.

Фундаментальная цель налогово-бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада экономики на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей налогово-бюджетной политике (см. Лекцию 6 Макроэкономика часть 1).

Эта политика включает включает:

1. Наличие государственных расходов;

2. Снижение налогов;

3. Сочетание 1 и 2.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то этому случаю соответствует сдерживающая налогово-бюджетная политика (см. Лекцию 6 Макроэкономика часть 1).

Такая политика состоит в:

1. Уменьшении государственных расходов;

2. Увеличении налогов;

3. Сочетании 1 и 2.

Проблемы, возникающие при реализации налогово-бюджетной политики.

Существует огромная разница между налогово-бюджетной политикой «на бумаге» и налогово-бюджетной политикой на практике. В процессе осуществления налогово-бюджетной политики возникают следующие проблемы: 

Первая группа проблем – проблема времени. Эта проблема находит своё выражение в следующем:

Во временном периоде распознания. Относится к тому промежутку времени, который происходит между началом спада или инфляции и осознанием того факта, что они имеют место;

В административной задержке. Это период от того момента, когда будет признана необходимость принятия налогово-бюджетных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты;

В функциональном запаздывании. Существует временной период между тем моментом, когда принимается решение о налогово-бюджетных мерах, и временем, когда эти меры начнут воздействовать на производство, занятость или уровень цен.

Кроме того, налогово-бюджетная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

Вторая существенная проблема – действие эффекта вытеснения.

Сущность теории эффекта вытеснения заключается в том, что стимулирующая (дефицитная) налогово-бюджетная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект налогово-бюджетной политики.

Предложим, что экономика находиться в состоянии спада. Правительство в качестве одной из мер увеличивает государственные расходы и выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е. цену, уплачиваемую за заимствованные деньги. Вследствие роста процентных ставок некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены.

Эффект вытеснения является предметом дискуссий среди экономистов. Некоторые из них считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным, так как вследствие увеличения правительственных расходов, предприниматели будут уверены в прибыльности своих предприятий. Кроме того, органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, что бы уравновесить вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная ставка процента не должна изменятся.

 

Last modified: Friday, 7 March 2014, 11:48 PM