Природа как предмет философского осмысления
Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин "природа" имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия "природа" в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина "природа".
1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как "красота природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа явления" и т.д.
2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "природа" соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы.
Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:
4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.
5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие "природа" формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.
Хотя
понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса сыграло важную
роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении
философских проблем оно обрело после осознания важности таких
противоположностей, как "природа - культура" и "природа -
дух". По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в
развитии древнегреческой философии. Уже софисты стали придавать большое
значение различению того, что существует только "по природе", и того,
что существует "по положению", то есть по условным (принятым)
мнениям, обычаям и другим человеческим установлениям. К этой области условного
они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишая
их таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная с
Сократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели
как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественным
разумом человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, что
создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и
учреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особенно
последовательно был развит стоиками, для которых выражения "жить по
природе", "жить по разуму" и "жить добродетельно" были
синонимами. Это противопоставление "жизни по природе" (как
нормальное, естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (как
чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лоне
романтических течений в XVIII-XIX веках во взглядах Ж. Ж. Руссо и других, а в
своих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движениях
уже XX века. Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность
возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних
подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более
реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества,
концепция устойчивого развития и другие.
Столь
же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары
противоположностей - "природы" и "духа". В ясной форме она
сформулирована уже в философии Платона с его четким противопоставлением
"мира идей" "миру вещей". Этот дуализм природы и духа был
воспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных философских
системах - в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм существовал в
виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей
бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же
противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов
нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в
опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая
установка была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде
противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по
другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в
расхождение двух культур - естественно-научной и гуманитарной - и самым
серьезным образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке.
В настоящее время, однако, все более осознается, что именно современное
развитие "наук о природе", возникновение неклассических, а затем и
постнеклассических научных концепций создает условия для преодоления этого
раскола и выработки единого языка для диалога двух культур.