2.3 Мультипликатор. Рецессионный и инфляционный разрыв

Это происходит потому, что дополнительные инвестиционные расходы предпринимателей превращаются в доходы домохозяйств, которые часть своих дополнительных доходов направляют на потребление. Потребительские расходы одних домохозяйств становятся доходами других.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, называется мультипликатором  Мр

             Мр = DY/DI                                               (15),

где DY - изменения в реальном НД,  DI - изменения в инвестициях

Термин «мультипликатор» возник благодаря способности каждой денежной единицы при определенном способе ее вложения (инвестирования) увеличивать ВВП более чем на одну денежную единицу (мультипликационные изменения).

Модель мультипликатора объясняет, как измерения в инвестициях, международной торговле, бюджетной и налоговой политике могут влиять на объем выпуска и уровень безработицы в экономике с неполным использованием ресурсов. Модель мультипликатора объясняет поведение совокупного спроса, показывая, как влияют на определение его уровня такие переменные, как потребление, инвестиции и др

Основой анализа мультипликатора выступает предположение о неизменности цен и ставок заработной платы в краткосрочном периоде. По причине их фиксированности, все виды экономической политики приводят к изменению объема выпуска и занятости (на рисунках это кривая совокупного предложения).

рис4

           Рисунок 4

Величина мультипликатора зависит от величины предельной склонности к потреблению и, соответственно, предельной склонности к сбережению. Мультипликатор будет равен 4 в том случае, если предельная склонность к потреблению будет равна ¾,в то время как предельная склонность к сбережению будет равняться ¼.

Следует иметь в виду, что мультипликатор оказывает двустороннее воздействие на экономику. С одной стороны, рост инвестиций ведет к мультипликативному увеличению дохода. С другой стороны, при снижении инвестиций происходит многократное уменьшение национального дохода 

Рецессионный разрыв– величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить реальный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости (рисунок 5)

 рис5

             Рисунок 5

Если фактический равновесный объем выпуска Y0ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие  AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и переместить равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода DYсоставляет:

 DY = (Величина рецессионного разрыва)*Мр       (16)

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости. (рисунок 6)

 рис6

         Рисунок 6

Если фактический равновесный уровень выпуска Yбольше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и перемещение равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода DY составляет: 

 DY = (Величина инфляционного разрыва)*Мр         (17)

Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений (если люди пытаются увеличить объем своих сбережений, это вовсе не приведет к росту совокупный сбережений). Если люди пытаются увеличить сбережения, соответственно, сократить потребление, то совокупные расходы падают, и, следовательно, у производителей появляется стимул сократить объем производства. Очевидно, что пока люди сберегают больше, чем производители желают инвестировать, ВВП в стране будет падать, и происходить это будет до тех пор, пока в экономике существуют «избыточные» сбережения.

 

Последнее изменение: вторник, 1 декабря 2020, 11:35