Административное право отрасль права, ре­гулирующая общественные отношения, возникаю­щие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источ­ником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об администра­тивных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отно­шения, одной из сторон которых является государ­ственный орган, выступающий как носитель власт­ных полномочий. Для возникновения правоотноше­ний согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного пра­ва являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (просту­пок) это противоправное, виновное деяние, пося­гающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена администра­тивная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность — административный про­ступок посягает на общественные отношения, охра­няемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и иму­ществу граждан;

в) административная наказуемость — соверше­ние административного проступка неизбежно вле­чет применение мер административной ответствен­ности;

г) виновность лица, совершившего администра­тивный проступок (в форме умысла или неосторож­ности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совер­шившие описанные в законе составы административ­ных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту соверше­ния проступка 16 лет.

Административная ответственность разно­видность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административ­ное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непо­средственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной властии местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и ор­ганами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности явля­ется административное наказание. Кодекс об ад­министративных правонарушениях предусматрива­ет следующие виды административных наказаний:

а) предупреждение (выносится в письменной фор­ме);

б) административный штраф, который может вы­ражаться в величине, кратной:

— минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц), 1000 МРОТ(для юридических лиц);

 - стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения ад­министративного правонарушения (не более трех­кратного размера стоимости предмета);

- сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежа­щих уплате на момент окончания или пресечения ад­министративного правонарушения, либо сумме неза­конной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вы­полнение данного взыскания предполагает принуди­тельное изъятие предмета у нарушителя, реализа­цию этого предмета с последующей передачей выру­ченной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совер­шения или предмета административного правонару­шения. Конфискуются предметы, являющиеся лич­ной собственностью правонарушителя. Однако пред­меты контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При при­менении конфискации и возмездного изъятия имеет­ся ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы у лиц, для которых охота является основным источ­ником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транс­портными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников полиции, неуважение к суду. Административный арест не мо­жет применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инва­лидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица правазанимать руководящие должности в исполни­тельном органе управления юридического лица, вхо­дить в совет директоров, осуществлять предпринима­тельскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также ад­министративное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве до­полнительных наказаний, остальные меры админи­стративной ответственности отнесены администра­тивным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных на­казаний:

1. Административные наказания должны нала­гаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к ли­цу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смяг­чающие и отягчающие административную ответст­венность.

2. Административное наказание может быть нало­жено не позднее 2 месяцев со дня совершения про­ступка, а при длящемся правонарушении — не позд­нее 2 месяцев со дня его обнаружения. За админист­ративные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалифика­ции, лицо может быть привлечено к административ­ной ответственности не позднее одного года со дня со­вершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может бытьналожено основное либо основное и допол­нительное наказание.

Законодательством определены органы и должно­стные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним отно­сятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые су­дьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

в) органы внутренних дел (полиция);

г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федераль­ного бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государствен­ные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции инадзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллеги­альные органы, создаваемые в соответствии с закона­ми субъектов РФ (для рассмотрения дел об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных зако­нами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может на­значить административное наказание в пределах сво­ей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного аре­ста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного право­нарушения, лишения специального права, админист­ративного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен несколь­ким органам (например, наказание за мелкое хули­ганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об адми­нистративных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, лич­ный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспорт­ным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест това­ров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалова­ны в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20