Президент Российской Федерации , его конституционно - правовой статус и полномочия.

Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования системы органов власти страны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собра­ние, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ и суды.

Главой государства является Президент Россий­ской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референду­ма в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромны­ми полномочиями, которые он осуществляет само­стоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответствен­ности перед парламентом.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Кон­ституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государ­ственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти.

 В связи с этим Президент наде­лен следующими полномочиями:

— отменять постановления и распоряжения Пра­вительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам;

— приостанавливать действие актов органов ис­полнительной власти субъектов РФ в случае противо­речия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека;

— обращаться в Конституционный Суд РФ с за­просом о соответствии федеральных законов, нормативных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ;

— использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государ­ственной власти РФ и ее субъектов.

Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную).

Президент избирается на 4 года гражданами Рос­сийской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Федеральным законом «О выборах Президента Рос­сийской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должностьПрезидента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избира­тельными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не бо­лее 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который полу­чил более половины голосов избирателей, приняв­ших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосо­вания не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, полу­чившим наибольшее число голосов. По итогам по­вторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором туре большее число голосов избирателей,чем его со­перник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных вы­боров — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях:

1) добровольного ухода со своего поста (отставки);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (од­нако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспо­собности, до сих пор не принят);

3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой об­винения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного за­ключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленно­го порядка выдвижения обвинения.

Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Полномочия Президента в законодательном процессе:

а) обладает правом законодательной инициативы (может вносить законопроекты в Государственную Думу);

б) обладает правом вето (может отклонить за­кон);

в) подписывает и обнародует законы;

г) назначает референдум;

д) назначает выборы Государственной Думы — од­ной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее (в случаях и в порядке, преду­смотренных Конституцией РФ).

2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

в) принимает решение об отставке Правительства;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Цент­рального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности предсе­дателя Центрального банка;

д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституцион­ного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Гене­рального прокурора;

е) формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

ж) формирует Администрацию Президента;

з) назначает и освобождает от должности полно­мочных представителей Президента;

и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

к) назначает и отзывает после консультаций с со­ответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических предста­вителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях.

3. Полномочия Президента в области внешней по­литики и международных отношений:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста­вителей.

4. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны:

а) является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами;

б) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде­рации и Государственной Думе;

в) утверждает военную доктрину РФ. 

5. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан:

а) решает вопросы гражданства РФ и предоставле­ния политического убежища;

б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории го­сударства. Они не должны противоречить Конститу­ции РФ и федеральным законам.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется ее высшим представительным и законода­тельным органом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

 В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и ис­полнительного органов государственной власти. Члена­ми Совета Федерации могут быть избраны (назначе­ны) граждане РФ не моложе 30 лет. Член Совета Фе­дерации — представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избира­ется этим органом на срок своих полномочий. Пред­ставитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назнача­ется высшим должностным лицом субъекта РФ на срок своих полномочий. Указ о назначении предста­вителя в Совете Федерации от исполнительного орга­на государственной власти вступает в силу, если на заседании законодательного органа власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не прого­лосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным пря­мым и тайным голосованием. Порядок выборов де­путатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Го­сударственной Думы Федерального Собрания РФ»-Депутатом Государственной Думы может быть из­бран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по партийным спискам, не прошедшими в Думу считаются партии набравшие менее 7% голосов.

Члены Совета Федерации и депутаты Государ­ственной Думы обладают неприкосновенностью (им­мунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подверг­нуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмот­ру, за исключением случаев, когда это предусмотре­но федеральным законом для обеспечения безопас­ности других людей. Член Совета Федерации и депу­тат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутата­ми иных представительных органов государствен­ной власти или местного самоуправления, находить­ся на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподаватель­ской, научной и иной творческой деятельностью. Од­но и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государ­ственной Думы.

Федеральное Собрание является постоянно дейст­вующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избра­ния. Ее полномочия прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Засе­дания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми, т. е. свободными для посеще­ния представителями других органов государствен­ной власти и средств массовой информации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, хотя и могут собираться совместно для заслушивания по­сланий Президента РФ, Конституционного Суда, а также выступлений руководителей иностранных государств.

Работу Совета Федерации и Государственной Ду­мы организуют председатели и их заместители, изби­раемые палатами из своего состава. Для предвари­тельного рассмотрения законопроектов, подготовки постановлений и заключений палат и осуществления других функций Совет Федерациии Государственная Дума образуют комитеты и комиссии.

Кроме того, в Государственной Думе для проведе­ния согласованной политики депутаты образуют де­путатские объединения — фракции и депутатские группы. Фракции формируются на основе избира­тельных объединений, прошедших в Думу по феде­ральному избирательному округу.  Председатель Государ­ственной Думы и руководители депутатских объеди­нений входят с правом решающего голоса в состав Совета Государственной Думы, к компетенции кото­рого отнесены предварительная подготовка заседа­ний Думы и рассмотрение организационных вопро­сов деятельности палаты. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального Собрания регулируются специальными правовыми актами —регламентами.

К числу важнейших функций Федерального Со­брания Конституция РФ относит законодательную деятельность .

Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъек­тами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за преде­лами ее территории;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституцион­ного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбит­ражного Суда РФ (по представлению Президента);

ж) назначение и освобождение от должности Гене­рального прокурора РФ (по представлению Прези­дента);

з) назначение и освобождение от должности замес­тителя председателя Счетной палаты и половины со­става ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ);

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии (полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших пре­ступление, либо замена этим лицам назначенного су­дом наказания на более мягкое);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к их ведению, Совет Фе­дерации и Государственная Дума принимают поста­новления.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока ее полномочии:

а) после трехкратного отклонения Думой кандида­туры Председателя Правительства, представленной Президентом РФ;

б) после двукратного (в течение трех месяцев) вы­ражения недоверия Правительству РФ большинст­вом голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы;

в) в течение семи дней после отказа в доверии Пра­вительству РФ со стороны Государственной Думы (голосование о доверии Правительству проводится по инициативе его председателя).

В двух последних случаях Президент может согла­ситься с мнением депутатов и отправить Правитель­ство в отставку, не распуская Государственной Ду­мы. В первом же случае Президент обязан распус­тить палату и назначить новые выборы.

Государственная Дума не может быть распущена: 

а) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

б) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

в) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

г) в течение года после ее избрания (в случае, если Государственная Дума выразила недоверие или отка­зала в доверии Правительству РФ).

В случае роспуска Государственной Думы Пре­зидент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспу­ска.

Правительство Российской федерации

Правовой статус Правительства Российской Феде­рации определяется Конституцией, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (1997 г.), другими федеральными законами и указа­ми Президента РФ.

Правительство РФ является коллегиальным орга­ном, возглавляющим систему исполнительной влас­ти в стране. В состав Правительства входят Председа­тель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назнача­ется Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства либо в течение не­дели со дня отклонения кандидатуры Государствен­ной Думой, которой отведена неделя для рассмотре­ния представленной кандидатуры. В случае трех­кратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительст­ва, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Заместители Председателя Правительства и феде­ральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Пред­седатель Правительства в соответствии с Конститу­цией РФ, федеральными законами и указами Прези­дента определяет основные направления деятельнос­ти Правительства и организует его работу. Отставка Председателя Правительства влечет за собой и от­ставку Правительства в целом.

Правительство прекращает исполнение своих пол­номочий в следующих случаях:

а) при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ;

б) при принятии Президентом решения об отстав­ке Правительства по инициативе последнего, по соб­ственной инициативе или в случае согласия главы го­сударства с решением Государственной Думы, выра­зившей недоверие Правительству или отказавшей ему в доверии.

Во всех случаях отставки или сложения полномо­чий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Полномочия Правительства Российской Федера­ции можно условно разделить на несколько сфер.

1. Общие полномочия Правительства:

а) организует реализацию внутренней и внешней политики;

б) осуществляет регулирование в социально-эко­номической сфере;

в) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятель­ность ее органов;

г) реализует предоставленное ему право законода­тельной инициативы и др.

2. Полномочия Правительства в сфере экономики:

а) обеспечивает единство экономического про­странства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

б) прогнозирует социально-экономическое разви­тие РФ;

в) осуществляет управление федеральной собст­венностью;

г) осуществляет общее руководство таможенным делом и др.

3. Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

а) обеспечивает проведение в РФ единой финансо­вой, кредитной и денежной политики;

б) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение;

в) разрабатывает и реализует налоговую полити­ку;

г) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

д) осуществляет валютное регулирование и валют­ный контроль и др.

4. Полномочия Правительства в социальной сфе­ре:

а) обеспечивает проведение единой государствен­ной социальной политики, реализацию конституци­онных прав граждан в области социального обеспече­ния;

б) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

в) обеспечивает проведение единой государствен­ной миграционной политики;

г) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья;

д) содействует решению проблем семьи, материн­ства, отцовства и детства;

е) разрабатывает и осуществляет меры по раз­витию физической культуры, спорта и туризма и др.

5. Полномочия Правительства в сфере науки культуры, образования: 

а) разрабатывает и осуществляет меры государ­ственной поддержки развития науки;

б) обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области образования, развивает сис­тему бесплатного образования;

в) обеспечивает государственную поддержку куль­туры и сохранение культурного наследия и др.

6. Полномочия Правительства в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды:

а) обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

б) координирует деятельность по предотвраще­нию стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их послед­ствий.

7. Полномочия Правительства РФ в сфере обеспе­чениязаконности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

а) участвует в разработке и реализации государ­ственной политики в области обеспечения безопас­ности личности, общества и государства;

б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и др.

8. Полномочия Правительства в сфере обеспече­ния обороны и государственной безопасности:

а) осуществляет необходимые меры по обеспе­чению обороны и государственной безопасности РФ;

б) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ;

в) обеспечивает социальные гарантии для военно­служащих;

г) принимает меры по охране Государственной границы РФ;

д) руководит гражданской обороной и др.

9. Полномочия Правительства в сфере внешней политикии международных отношений:

а) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

б) обеспечивает представительство РФ в иностран­ных государствах и международных организациях;

в) заключает международные договоры РФ, обес­печивает выполнение обязательств РФ по междуна­родным договорам;

г) защищает граждан РФ за пределами ее террито­рии и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента Прави­тельство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Согласованное функционирование и взаимодейст­вие Правительства РФ и других органов государ­ственной власти обеспечивается Президентом РФ, который имеет право председательствовать на заседа­ниях Правительства. Президент непосредственно ру­ководит деятельностью федеральных органов испол­нительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвида­ции последствий стихийных бедствий. Правовые ак­ты Правительства в случае их противоречия законам или указам Президента могут быть отменены последним.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20