Ведущее место в системе законодательства государ­ства занимает конституция (от лат. constitutio — уста­новление, учреждение, устройство). Конституция это основной закон государства и общества, регули­рующий важнейшие стороны их внутренней органи­зации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологи­ческим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-клас­совых сил в обществе, сложившееся к моменту приня­тия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государ­ство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные за­коны, основываясь на принципах конституции, раз­вивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все теку­щее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а са­ми законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавли­вается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет са­мые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в срав­нении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими измене­ниями действует до сих пор). История знает различ­ные способы принятия конституций: конституцион­ным собранием, или конвентом (США), учредитель­ным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, ха­рактерен для абсолютных монархий. В Англии су­ществует неписаная конституция, состоящая фактически из нескольких тысяч некодифицированных законодательных актов.

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из:

- преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия, 

- двух разделов, девяти глав и 137 статей. 

Первая глава закрепляет основы конституци­онного строя, вторая глава — права и свободы человека и гражданина, третья глава — федеративное устройство государства, четвертая глава — правовой статус Президента, пятая глава — правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава— порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава — принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной влас­ти, восьмая глава — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переход­ные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Предложения о поправках и пересмотре положе­ний Конституции могут вносить:

- Президент РФ, 

- па­латы Федерального Собрания,

- Правительство РФ, 

- за­конодательные органы власти субъектов РФ, 

- группа численностью не менее 1/5 членов Совета Фе­дерации или депутатов Государственной Думы. 

По­ложения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пе­ресмотрены Федеральным Собранием. Такое реше­ние может быть принято лишь Конституционным Собранием, которое созывается в соответствии со спе­циальным федеральным конституционным законом в том случае, если предложениео внесении поправок в эти главы поддерживается 3/голосов от общего со­става Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционное Собрание либо подтверждает неиз­менность действующей Конституции, либо разраба­тывает проект новой. Во втором случае Конституци­онное Собрание либо само принимает проект новой Конституции (2/з голосов от общего числа членов), либо выносит его на референдум.

Поправки к главам 3—8 Конституции принима­ются Федеральным Собранием. Для их одобрения не­обходимо не менее 2/з от общего числа голосов депу­татов Государственной Думы и не менее 3/голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в тече­ние 14 дней подписать и обнародовать эти измене­ния, однако в законную силу они вступают лишь пос­ле их одобрения органами законодательной власти не менее 2/з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении консти­туционно-правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные зако­ны, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в ка­кой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс пред­ставляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В пер­вой излагаются основополагающие для данной отрас­ли принципы и начала, формулируются важнейшиепонятия, перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рам­ках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодатель­ству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федера­ции и ее субъекта).

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй это система обще­ственных отношений в стране, в которой соблюда­ется порядок, установленный нормами конститу­ции. Иными словами, это общественный порядок, су­ществующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя опре­деляют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политиче­ской), принципы организации государственной влас­ти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ консти­туционного строя России является первая глава Конституции.

Основы конституционно­го строя

Статьи Конституции

Содержание

1. Народовластие

Ст. 1,

ч. 1.

Ст. 3

Россия — демократическое госу дарство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверените­та). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее само­стоятельно и независимо от ка­ких-либо сил. Народ осуществ­ляет свою власть: а) непосредст­венно, б) через органы государ­ственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, про­живающих на территории РФ. Созданы различные формы на­циональной государственности народов РФ. Федерализм означа­ет и децентрализацию власти, лишает центральные органы мо­нополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную са­мостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов раз­граничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Ст. 1,ч.1

Верховенство права над государ­ством: государство и все его ор­ганы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Ст. 10

Это принцип организации влас­ти в правовом демократическом государстве. Единая государ-твенная власть разделена на ри ветви — законодательную, исполнительную и судебную, 'азграничиваются предметы ве­дения как по горизонтали (меж­ду органами власти одного уров­ня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъек­тов). Разделение властей предпо­лагает взаимное равновесие между ними через систему сдер-жек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общест­ва. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация — социальное государство

Ст. 7

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Ст. 4

Суверенитет — неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ н всей территории страны. Конституция и федеральное законо­дательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa : частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политическое многообразие (плюрализм)

Ст. 13, ч.3-5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1—2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной

11. Светский характер государства

Ст. 14

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20