Тема 8. Конституция РФ.
Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio — установление, учреждение, устройство). Конституция — это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов конституция:
а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);
в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);
г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;
д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.
Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая фактически из нескольких тысяч некодифицированных законодательных актов.
Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из:
- преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия,
- двух разделов, девяти глав и 137 статей.
Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава — права и свободы человека и гражданина, третья глава — федеративное устройство государства, четвертая глава — правовой статус Президента, пятая глава — правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава— порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава — принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить:
- Президент РФ,
- палаты Федерального Собрания,
- Правительство РФ,
- законодательные органы власти субъектов РФ,
- группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое решение может быть принято лишь Конституционным Собранием, которое созывается в соответствии со специальным федеральным конституционным законом в том случае, если предложениео внесении поправок в эти главы поддерживается 3/5 голосов от общего состава Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой. Во втором случае Конституционное Собрание либо само принимает проект новой Конституции (2/з голосов от общего числа членов), либо выносит его на референдум.
Поправки к главам 3—8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2/з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/з субъектов РФ.
Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.
В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшиепонятия, перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно действующие правовые нормы.
Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).
Основы конституционного строя РФ
Конституционный строй — это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
1. Народовластие | Ст. 1, ч. 1. Ст. 3 | Россия — демократическое госу дарство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления |
2. Федерализм | Ст. 1, ч. 1. Ст. 5 | Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией |
3. Правовое государство | Ст. 1,ч.1 | Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы |
4. Разделение | Ст. 10 | Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государ-твенная власть разделена на ри ветви — законодательную, исполнительную и судебную, 'азграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдер-жек и противовесов |
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина. |
6. Российская Федерация — социальное государство | Ст. 7 | Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др. |
7. Суверенитет | Ст. 4 | Суверенитет — неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ н всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ. |
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности. | Ст. 8, ст. 9, ч. 2 | Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa : частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция. |
9. Политическое многообразие (плюрализм) | Ст. 13, ч.3-5 | В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды. |
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1—2 | В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной |
11. Светский характер государства | Ст. 14 | Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой |