Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объ­единениями конфликтов является нормативное регу­лирование, т. е. регулирование поведения индиви­дуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma , что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, технически­ми, социальными. Действия, поступки людей и соци­альных групп, являющихся субъектами обществен­ных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос­ти людей.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важной является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм

-нормы морали

-нормы обычаев

-корпоративные нормы, 

-религиозные нормы, 

-правовые нормы. 

Все социальные нормы представляют собой правила по­ведения общего характера, т. е. рассчитаны на мно­гократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее зна­чимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др. В отли­чие от иных видов социальных норм нормы права но­сят общеобязательный характер, формально опреде­лены, устанавливаются государством и подкрепля­ются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государ­ством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате де­ятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Госу­дарство гарантирует также реализацию права, охра­няет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственно­го аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев го­сударственного механизма. Законы устанавлива­ют юридическую основу взаимоотношений государ­ства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В перво­бытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязатель­ность которых обеспечивала система религиозных за­претов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания но­вой организации общественного управления - госу­дарства - и появления нового вида социальных регуляторовправа.

Формирование права шло несколькими путями

Во-первых,государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.

 Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязатель­ных для всех правил поведения и обеспечение их ре­ализации. Суды сыграли важную роль в создании пра­вовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организо­ванного общества и создавая юридические прецеден­ты.

В-третьих, государство само «творило» право пу­тем издания специальных нормативных актов.

Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) пове­дения, установленных или санкционированных госу­дарством и обеспеченных его принудительной силой. 

Право носит оценочный характер, являясь норма­тивнозакрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает зако­ны, в которых отражаются общественные представ­ления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками

а)нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадаю­щих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регу­лируют поведение всех членов общества и обязатель­ны для исполнения любыми лицами и организация­ми независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нор­мы выражены в словесно-письменной форме и за­креплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью опре­деленности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вы­текают друг из друга, образуя целостную систему за­конодательства;

д) гарантированностью государством — реализа­ция правовых норм обеспечена в необходимых случа­ях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соот­ветствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способ­ности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию об­щественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе проти­воречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании пред­ставления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в ка­честве критерия правомерного и неправомерного по­ведения людей и их коллективов, является основани­ем применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Система права это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованнос­ти составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В сис­теме права можно выделить три уровня: первый (низ­ший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу од­нородных общественных отношений. В основе деле­ния права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. 

Под предметом пра­вового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые ре­гулирует определенная отрасль права. 

Методом пра­вового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включа­ет всебя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право — со­вокупность правовых норм, закрепляющих основы об­щественного и государственного строя, правовое поло­жение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, националь­но-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право — совокупность право­вых норм, регулирующих управленческие отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право — отрасль права, регули­рующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отноше­ния в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирую­щая отношения, которые возникают в процессе фи­нансовой и бюджетной деятельности государства, де­ятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государ­ственной власти, определяющих, какие общественно- опасные деяния являются преступными и какие на­казания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право — отрасль права, регулирую­щая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдает­ся бурное формирование и развитие основ новых от­раслей: экологического права, торгового права, бан­ковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. 

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственны­ми органами и должностными лицами норм матери­ального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право — совокуп­ность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследова­нию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. 

Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общест­венных отношений. В отличие от отрасли права пра­вовой институт объединяет нормы, которые регули­руют лишь часть отношений определенного вида. На­пример, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной пла­ты и др.

Подотрасль права это совокупность родст­венных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юрис­пруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулирова­ло отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их вза­имных обязательств. 

К публичному праву относят го­сударственное, административное, финансовое, уго­ловное право и отрасли процессуального права, к ча­стному праву — гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учи­тывает и интересы составляющих его индивидов.

Начальный элемент всего правового здания со­ставляют нормы права. 

Нормы права это уста­новленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-опре­деленные правила поведения, являющиеся регулято­рами общественных отношений. Нормы права регу­лируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зави­симости от вида регулируемых общественных отно­шений) нормы делятся на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе все правовые нормы мож­но разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от мес­та, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного дейст­вия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъек­тов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юри­дические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распро­страняется юрисдикция государственного органа, из­давшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной са­мим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают ни­каких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъ­ектов правоотношений) и диспозитивные (предостав­ляют субъектам правоотношений возможность са­мим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют поря­док деятельности компетентных государственных ор­ганов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям права нормы делят­ся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные(определяют меры го­сударственного принуждения, применяемые к нару­шителям права, а также условия реализации этих норм).

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

 В классическом ви­де норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в кото­рой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактиче­ских обстоятельств. 

Санкция — это часть право­вой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельст­вует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) ..., то (диспозиция) ..., иначе(санкция) ...».

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20