Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концеп­цию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (об­щение) лиц через систему потребностей и разделе­ние труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество - это сфера самопроявления свободныхграждан и до­бровольно сформировавшихся ассоциаций и органи­заций, огражденных соответствующими закона­ми от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды ре­ализуют свои частные интересы и осуществляют ин­дивидуальный выбор. Понятия «гражданское обще­ство» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества явля­ется самостоятельныйи полноправный гражданин.

Однако для функционирования гражданского обще­ства необходимо наличие и иных предпосылок:

- эко­номических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

- соци­альных (большой удельный вес в обществе среднего класса);

- политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политиче­ский плюрализм);

- культурных (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

Гражданское общество функционирует на не­скольких уровнях: производственном , социокуль­турном и политико-культурном .

На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (ча­стные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье.

На втором — для удовлетворения потребностей в духовном совер­шенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы.

Третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Современная юридическая наука называет пра­вовым такое государство, которое во всей своей де­ятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах,обеспечивая право­вую защищенность своих граждан.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

1. Верховенство закона, «связанность» государ­ства законом — все государственные органы, долж­ностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требова­ниям закона. В свою очередь, законы в таком госу­дарстве должны быть правовыми, т. е.:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, упол­номоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установ­ленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг дру­гу. Все иные подзаконные нормативно-правовые ак­ты должны издаваться в полном соответствии с зако­нами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить привер­женность этому принципу, но и закрепить фундамен­тальные права человека в своих законах, гарантиро­вать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разде­ления властей, создание системы «сдержек и проти­вовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и граж­данина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответ­ственности, невзирая при этом на личность правона­рушителя. Гарантией этого принципа выступает не­зависимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его осно­вами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпри­нимательства. Необходима экономическая независи­мость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и пар­ламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового со­знания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общест­венными делами:

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправ­ления и свободы. Лишь «разгосударствленное» обще­ство, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие пе­редним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на все­народном референдуме 12 декабря 1993 г., конститу­ировала Российскую Федерацию как демократиче­ское правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демо­кратический режим и его основные институты, прин­цип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами междуна­родного права.

Однако процесс формирования правового государ­ства в Российской Федерации сталкивается со значи­тельными трудностями, идет весьма медленно и про­тиворечиво. В РФ пока не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов пра­вового государства. Грубо нарушается принцип вер­ховенства закона. Распространенной является прак­тика принятия представительными и исполнитель­ными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Зна­чительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Консти­туции закреплен таким образом, что законодатель­ная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполни­тельной власти по организации и обеспечению реали­зации федеральных законов.

Таким образом, для построения правового госу­дарства в Российской Федерации необходимо:

1) устранить коллизии в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и закона­ми субъектов РФ — с другой; привести все норматив­но-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с за­конами РФ);

2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обще­стве уважение к праву;

3) усилить контроль за исполнением уже приня­тых законов;

4) устранить декларативность прав и свобод, про­возглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной за­щиты, преодолеть недоверие к государству и его ор­ганам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и закон­ных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализа­цию принципов правового государства и его фактиче­ское создание.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20