Механизм (аппарат) государства это систе­ма государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с конкретными принципа­ми, под которыми понимаются основные идеи, опре­деляющие подходы к формированию и функциони­рованию государственных органов. В демократиче­ских государствах (в том числе к в России) к таковым относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;

3) принцип демократизма, позволяющий учиты­вать интересы большинства граждан государства;

4) принцип законности, означающий обязатель­ность соблюдения законов во всех звеньях государ­ственного аппарата;

5) принцип гласности, обеспечивающий откры­тость деятельности государственных органов;

6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высо­кий уровень решения важнейших вопросов государ­ственной жизни;

7) принцип федерализма федеративных госу­дарствах), обеспечивающий разграничение предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:

1) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют осо­бую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической ста­бильности в стране;

2) моноцефальную (греч. mono — один, kephale — голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяю­щий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система го­сударственных органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована и пирами­дальна по своему построению. Местные органы влас­ти представляют собой не органы местного самоуп­равления, а органы государства. Моноцефальная мо­дель государственного механизма характерна для антидемократических режимов, так как хорошо при­способлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послерево­люционные периоды либо в результате военных пере­воротов;

3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное ре­лигиозными догмами, и длительное сохранение ро­довых порядков. Глава государства является одно­временно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Эта модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осу­ществлении власти государственных органов. Госу­дарственный орган — это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), на­деленная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государ­ства. Таким образом, государственный орган:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

3) образуется и действует на основе правовых ак­тов, которые определяют его компетенцию. 

Ком­петенция государственного органа  это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юриди­ческие обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по ко­торым данный орган вправе самостоятельно прини­мать властные решения.

Государственные органыреализуют свою компе­тенцию в трех формах

Первой формой является из­дание нормативно-правовых актов. 

Вторая форма — это принятие правоприменительных актов. 

Третья форма представляет собой организационную деятель­ность государственного органа.

Органы государства различают по нескольким критериям:

1) по срокам полномочий все государственные ор­ганы делятся на временные и постоянные. Времен­ные органы создаются для достижения краткосроч­ных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917—1918 гг. относились Времен­ное правительство и Учредительное собрание;

2) по месту в иерархиигосударственные органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъек­тов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации — Правительство Моск­вы; примером местного органа власти — мэр Влади­востока;

3) по характеру осуществления компетенции раз­личают коллегиальные и единоначальные государ­ственные органы. К первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации, ко вторым — Генеральный прокурор РФ;

4) по порядку формирования государственные ор­ганы бывают первичными, т. е. избираемыми непо­средственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская Ду­ма, производных — Федеральная служба безопаснос­ти РФ;

5) по правовым формамдеятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменитель­ные(правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;

6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодатель­ные, исполнительные и судебные.

Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей бы­ли заложены еще античными мыслителями, в част­ности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сфор­мулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. 

Теория разделения властей, как она была изложе­на Монтескье, предполагает раздельное функциони­рование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнитель­ной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демо­кратии целесообразно распределить три этих направ­ления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функ­ционирования государства необходимо взаимодейст­вие всех ветвей единой государственной власти.

Ведущее место в системе разделения властей зани мает законодательная ветвь власти. Законодатель­ная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реали­зуемая коллегиально путем издания законодатель­ных актов, а также наблюдения и контроля за ис­полнительной властью, главным образом в финан­совой сфере.

Законодательная власть — это власть представи­тельная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государствен­ную власть.

В различных государствах законодательные ор­ганы называют по-разному: в Российской Федера­ции — Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции — На­циональное собрание. Исторически первым законо­дательным органом являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законо­дательный орган называют парламентом.

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя па­лата отражает интересы субъектов федерации и фор­мируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачас­тую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она форми­руется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат толь­ко нижние палаты парламента. Поэтому верхние па­латы становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, приня­тых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и вре­менные комитеты и комиссии, основное назначение которых  предварительное рассмотрение законо-

проектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совмест­ных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешне­политические договоры. Парламент участвует в фор­мировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается сред­ствами массовой информации. Депутаты обязаны пе­риодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах су­ществует право отзыва депутата избирателями до ис­течения срока его полномочий (императивный ман­дат).

Ведущее положение парламента в системе госу­дарственной власти и управления называется парла­ментаризмом.

Исполнительная власть это вторичная, под­законная ветвь государственной власти, деятель­ность которой направлена на обеспечение исполне­ния законов и других актов законодательной, влас­ти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осу­ществлять исполнительно-распорядительную де­ятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состо­ит в том, что именно они являются непосредственны­ми исполнителями требований, содержащихся в за­конах и актах вышестоящих органов. Распоряди­тельная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполне­ние законов и распоряжений гражданами и общест­венными организациями, а также нижестоящими ор­ганами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательст" вом и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подза­конной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на мес­тах. За проводимый курс и осуществляемую управ­ленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответствен­ность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приво­дит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законода­тельной власти) может, не уходя в отставку, прибег­нуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выбо­ров.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парла­ментом или нижней палатой, а рассмотрение и реше­ние дела отнесено к юрисдикции или конституцион­ного суда, или верхней палаты парламента.

Особое место в системе разделения властей зани­мает судебная власть, осуществляемая путем гласно­го, состязательного рассмотрения и разрешения в су­дебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от за­конодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимает­ся управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие норматив­ные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятель­ность суда по вынесению правового суждения о зако­не и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопро­изводством. Под судоустройством понимается со­вокупность норм, устанавливающих задачи и прин­ципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов на началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только за­кону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость;

5) коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народ­ные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судов — суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяж­ных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о винов­ности или невиновности подсудимого, а судья на ос­новании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими сов­местно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследова­ния, рассмотрения и разрешения уголовных и граж­данских дел. В основе судопроизводства в демократи­ческом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, уст-ности, непрерывности и состязательности судебно­го разбирательства, ведения дела на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конститу­ционные суды, в компетенцию которых входит осу­ществление конституционного надзора, т. е. провер­ка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конститу­ции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституцион­ные суды рассматривают также споры о разграниче­нии полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

в) специальным конституционным судом, для ко­торого конституционный надзор — главная и единст­венная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

г) особым органом несудебного характера (Фран­ция).

В некоторых странах конституционный суд вы­полняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоя­тельный Верховный суд.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на ко­торую распространяются их полномочия, подразде­ляют на суды общей, специальной и административ­ной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущест­венные споры, дела об административных правона­рушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализиро­ванные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (напри­мер, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение го­сударственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ та­ких судов пока нет).

Классический вариант теории разделения влас­тей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компе­тенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к пре­зидентской власти в республиках смешанного и пар­ламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы

государства.

В качестве самостоятельной группы органов госу­дарства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законода­тельной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением зако­нов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по не­которым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Ор­ганы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчи­няются только генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20