Тема 8. Государственный аппарат и ветви власти.
Механизм (аппарат) государства — это
система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и
функции государства.
Деятельность любого государственного аппарата строится в
соответствии с конкретными принципами,
под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию
и функционированию государственных органов. В демократических государствах (в
том числе к в России) к таковым относятся:
1) принцип представительства интересов граждан во
всех звеньях государственного аппарата;
2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны
государственных органов и должностных лиц;
3) принцип демократизма, позволяющий учитывать
интересы большинства граждан государства;
4) принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов
во всех звеньях государственного аппарата;
5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных
органов;
6) принцип профессионализма и компетентности
государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших
вопросов государственной жизни;
7) принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов
ведения между федерацией и ее субъектами.
Современная
юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
1) централизованно-сегментарную, при
которой органами государственной власти считаются только центральные органы,
функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство),
а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в
данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности.
Такая модель характерна для современных демократических государств. Она
особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;
2) моноцефальную (греч. mono — один, kephale —
голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой
системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею
нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная
система государственных органов носит жестко иерархический характер, предельно
персонифицирована и пирамидальна по своему построению. Местные органы власти
представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства.
Моноцефальная модель государственного механизма характерна для антидемократических режимов, так как хорошо приспособлена для осуществления централизованного
контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической
нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;
3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Эта модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Государственный
аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении
власти государственных органов. Государственный орган — это составная часть
механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная
государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций
государства. Таким образом, государственный орган:
1) представляет собой
самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) наделен властными
полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
3) образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию.
Компетенция
государственного органа — это
объем и перечень государственно-властных полномочий,
закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности. Кроме того, часто в понятие
компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе
самостоятельно принимать властные решения.
Государственные органыреализуют свою компетенцию в трех формах.
Первой формой является издание нормативно-правовых актов.
Вторая форма — это принятие правоприменительных актов.
Третья форма представляет собой организационную деятельность
государственного органа.
Органы государства различают по нескольким критериям:
1) по срокам
полномочий все государственные органы делятся на временные и постоянные.
Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как
постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в
России в 1917—1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное
собрание;
2) по месту в иерархиигосударственные органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо
них существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего
органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания
РФ; примером органа власти субъекта федерации — Правительство Москвы; примером
местного органа власти — мэр Владивостока;
3) по характеру
осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные государственные
органы. К первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации,
ко вторым — Генеральный прокурор РФ;
4) по порядку
формирования государственные органы бывают первичными, т. е. избираемыми непосредственно
населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может
служить Московская городская Дума, производных — Федеральная служба безопасности
РФ;
5) по правовым формамдеятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные(правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел)
государственные органы;
6) в соответствии с
принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и
судебные.
Сам принцип разделения
властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены
еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее
сформулировал в
Теория разделения
властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование
трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в
государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие
законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих
законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и
другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно
распределить три этих направления государственной деятельности между тремя
различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация
власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут
контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».
Таким образом,
разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола,
беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя
абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо
взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Ведущее место в
системе разделения властей зани мает законодательная ветвь власти. Законодательная
власть — это делегированная народом своим представителям государственная
власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также
наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой
сфере.
Законодательная власть
— это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть
депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять
государственную власть.
В различных
государствах законодательные органы называют по-разному: в Российской Федерации
— Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во
Франции — Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом
являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законодательный орган
называют парламентом.
Парламенты могут быть
одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в
федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов
федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того,
срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, ее
депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она формируется на
основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску
подлежат только нижние палаты парламента. Поэтому верхние палаты становятся
своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых
нижними палатами.
Палаты парламента
образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение
которых — предварительное рассмотрение законо-
проектов. Депутаты от
одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных
действий.
Помимо исключительного
права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать
бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании
многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент
осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами
массовой информации. Депутаты обязаны периодически работать в своих округах,
отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва
депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).
Ведущее положение
парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.
Исполнительная
власть — это вторичная, подзаконная
ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение
исполнения законов и других актов законодательной, власти.
Исполнительная власть
реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять
исполнительно-распорядительную деятельность.
Исполнительная
деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются
непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов. Распорядительная
деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по
реализации указанных выше требований, организуют исполнение законов и
распоряжений гражданами и общественными организациями, а также нижестоящими органами
исполнительной власти.
Всю свою деятельность
эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательст"
вом и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению.
Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подзаконной,
а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.
Исполнительная власть
реализуется государством через президента и правительство, их органы на местах.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство
несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ
правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем
специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке
правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее
поражение правительство (в целях уравновешивания законодательной власти)
может, не уходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его
нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.
Во всех странах
предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к
судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение
предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела
отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты
парламента.
Особое место в системе
разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного,
состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о
праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.
Судебная власть значительно
отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил
поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя
государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от
других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие
нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его
решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятельность
суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Суд характеризуется
судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность
норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.
Судоустройство в
демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1) осуществление
правосудия только судом;
2) образование судов
на началах выборности;
3) независимость суда
и подчинение его только закону;
4) неприкосновенность
судей и их несменяемость;
5) коллегиальность
суда.
В составе суда, как
правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные
представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде
различают два типа судов — суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных)
и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных
судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и
присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о
виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта
формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния.
Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и
заседатели (шеффены). Вынесение приговора
производится ими совместно.
Судопроизводство
представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования,
рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демократическом
государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом,
равенства участников процесса, публичности, гласности, уст-ности, непрерывности
и состязательности судебного разбирательства, ведения дела на национальном
языке.
Особой разновидностью
судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление
конституционного надзора, т. е. проверка соответствия законов и иных
нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть
обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты
палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных
государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении
полномочий между федерацией и ее субъектами.
Конституционный надзор
может осуществляться:
а) всеми судами общей
юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);
б) Верховным судом
(Австралия, Канада, Индия);
в) специальным
конституционным судом, для которого конституционный надзор — главная и единственная
функция (Россия, Австрия, ФРГ);
г) особым органом
несудебного характера (Франция).
В некоторых странах
конституционный суд выполняет функции верховного судебного органа, в других —
судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.
Все суды в
соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия,
подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды общей юрисдикции
(общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные
споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной
юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по
которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).
Суды административной
юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными
служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких
судов пока нет).
Классический вариант
теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние
государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции
не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это
относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентского
типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет
функции главы
государства.
В качестве
самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы
прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не
относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение
прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным
исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того,
органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее
важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде.
Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей
деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.
Общественное мнение часто выделяет и четвертую
ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие
политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой
информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои
взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация
о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по
тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью
депутатов.